Второй этап:

2011 – 2020 гг.

 

 

Проект

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА»

ФГБУ «РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»

ФГУК «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ»

ФГБОУ ДПО «АКАДЕМИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА,

КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА»

ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР БИБЛИОТЕЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

 

 

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

 

 

 Авторский коллектив:

 

С. А. Добрусина - директор Федерального центра консервации библиотечных фондов ФГБУ «Российская национальная библиотека», доктор технических наук;

Н. И. Хахалева - директор по библиотечным ресурсам ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат педагогических наук;

А. Ю. Самарин  - заведующий Научно-исследовательским отделом редких книг (Музей книги) ФГБУ «Российская государственная библиотека», доктор исторических наук;

И. П. Тикунова - заведующая сектором научного и методического обеспечения работы с книжными памятниками России НИО редких книг (Музей книги) ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат философских наук;

И. Г. Пестерева, начальник Отдела микрофотокопирования ФГБУ «Российская государственная библиотека»;

М. В. Дьяченко - заместитель заведующего Отделом межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и странами СНГ ФГБУ «Российская государственная библиотека»;

Т. Я. Кузнецова - заведующая кафедрой библиотековедения и информатики ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма», кандидат педагогических наук;

Е. А. Ястржембская - заместитель директора ФГУК «Государственная публичная историческая библиотека» России»;

Н.А. Щербачева – координатор программ по сохранению библиотечных фондов.

 


 

 

 

 «Книга - самый важный хранитель и двигатель человеческой культуры…

Поистине книга - величайшее создание человечества. И потому самое главное в культуре любой страны - библиотеки»

                                   Д.С. Лихачев

 

 ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ.

Второй этап: 2011 – 2020 гг.

 

В Национальной программе сохранения библиотечных фондов, принятой в 2000 г., сформулированы цели и задачи организации системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в масштабе страны, которая значительно экономичнее и эффективнее, чем разовые мероприятия, решает обозначенную проблему.

Программа первого этапа  (2001 – 2010 гг.) была реализована в рамках федеральной целевой программы «Культура России» 2001 – 2005 гг. и 2006 – 2010 гг.  Постоянное финансирование из федерального бюджета позволило не только развернуть работу по сохранению документов в российских библиотеках, но и направить ее в нужное русло, решая задачи государственного уровня.  

В качестве механизма  реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов была создана и получила развитие управленческая инфраструктура сферы сохранности библиотечных фондов в виде трехуровневой системы методических и координационных центров:

1.     на федеральном уровне сформирована система научно-методических координационных центров федерального значения, которые ведут каждое из направлений программы;

2.     на региональном уровне создается система региональных и межрегиональных центров сохранения библиотечных фондов, которые реализуют положения программы сохранения библиотечных фондов в субъектах Российской Федерации;

3.   на муниципальном уровне также начинают создаваться центры сохранения библиотечных фондов.

За 10 лет через ФЦП «Культура России» поддержаны проекты по организации  системной деятельности по сохранению библиотечных фондов более чем в 50 субъектах Российской Федерации.

В результате десятилетней работы нашли подтверждение основные принципы, заложенные в Программе, выбранные стратегия, приоритеты и направления деятельности, которые необходимо продолжать и развивать на следующем этапе, и, прежде всего, следующие:

1. приоритет организации системной деятельности по сохранению фондов;

2. комплексный подход в решении проблем сохранения библиотечных фондов;

3. целенаправленное финансирование реализации программы из бюджетов федерального и регионального  уровней; 

4.  ориентация на новые технологии сохранения фондов;

5. развитие управленческой инфраструктуры сферы сохранения библиотечных фондов.

 

Для дальнейшего решения задачи сохранения библиотечных фондов необходимо развитие программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации и целенаправленное финансирование ее реализации по всем направлениям.

Основой программы сохранения библиотечных фондов на следующее десятилетие должны стать безусловные достижения первого этапа, не потерявшие своей актуальности, но пересмотренные в свете социально-экономических и правовых трансформаций последних лет.

Новые законодательные нормы 2009-2010 гг. заложили правовую основу для дифференцированного подхода к сохранению библиотечного фонда, направленного на максимально рациональное и эффективное использование финансовых средств. Впервые на законодательном уровне определены понятия «библиотечный фонд», «национальный библиотечный фонд», «книжные памятники», имеющие разные категории ценности. С 2011г. в бюджетах государственных библиотек предусматривается дифференциация библиотечного фонда на «особо ценное движимое имущество» и «иное движимое имущество».

Исходя из данных представлений, второй этап программы сохранения библиотечных фондов предусматривает актуализированную концепцию,  основанную на выделении разных категорий фондов и документов, на применении к ним различных способов сохранения: от самых примитивных и дешевых до обоснованно самых дорогих. Особое отношение потребуется к книжным памятникам, которые необходимо сохранить в первозданном виде как особо ценную часть культурного достояния народов Российской Федерации. Другую часть Национального библиотечного фонда – обязательный экземпляр важно сохранить как информацию для передачи потомкам знаний, накопленных человечеством. Документы, не входящие в состав Национального библиотечного фонда, должны образовывать оперативные фонды, направленные на удовлетворение текущих информационных потребностей науки, образования, производства. Сохранность этих фондов рассматривается в подчинении проблемам использования и может ограничиваться наиболее дешевыми способами консервации и безопасности, достаточными для временного хранения документов.  

В связи с произошедшими за 10 лет изменениями  в области экономики и права название программы уточнено и на втором этапе она, сохраняя свою суть и общенациональное значение, именуется – Общероссийская  программа сохранения библиотечных фондов.

 

Цель Программы

Обеспечение сохранности библиотечных фондов Российской Федерации как информационного ресурса и части культурного наследия России и мира.  

Задачи Программы

¨  Развитие системной деятельности по сохранению библиотечных фондов России

¨  Создание и развитие системы федеральных, региональных и межрегиональных центров сохранения библиотечных фондов как основы реализации поставленных задач.

¨  Создание и поддержание нормативных условий хранения библиотечных фондов.

¨  Развитие современных технологий консервации документов, при которых утраты, процессы старения материалов документа сведутся к возможному минимуму.

¨  Выявление, идентификация и описание книжных памятников Российской Федерации, хранящихся в библиотеках, архивах и музеях страны.

¨  Создание и развитие системы единого общегосударственного учета и регистрации особо ценных книжных объектов на базе Общероссийского свода книжных памятников и Реестра книжных памятников.

¨  Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Российского страхового фонда документации.

¨  Проведение целенаправленной политики в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования.

¨  Создание нормативной базы и методического обеспечения всех направлений библиотечной деятельности, связанных с сохранением библиотечных фондов.

¨  Разработка и внедрение новых методик и технологий в процессы сохранения библиотечных фондов.

¨  Создание системы специального образования, предусматривающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в сфере сохранения библиотечных фондов

¨  Формирование общественного мнения по проблемам сохранности книжных фондов.

¨  Развитие материально-технической базы сохранения библиотечных фондов

 

Второй  этап программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации рассчитан на 10 лет – с 2011 по 2020 гг. и включает в себя следующие основные направления, которым соответствуют 5 подпрограмм:

 

1. Консервация библиотечных фондов.

2. Книжные памятники Российской Федерации.

3. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.

4. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

5. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

 

Организационные, методические и координационные центры реализации программы второго этапа:

·        ФГБУ «Российская национальная библиотека» (РНБ), Федеральный Центр консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки  (ФЦКБФ РНБ) – подпрограмма «Консервация библиотечных фондов»;

·        ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) – подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» и  «Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации»;

·        ФГУК «Государственная публичная историческая библиотека России» (ГПИБ России) – подпрограмма «Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования»;

·        ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (АПРИКТ) – подпрограмма «Кадровое обеспечение сферы сохранения библиотечных фондов».


 

 

1.  КОНСЕРВАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

 

 Научно-методический и координационный центр – ФГБУ «Российская национальная библиотека» - Федеральный центр консервации библиотечных фондов РНБ  (ФЦКБФ РНБ) (http://www.nlr.ru/fdcc/)

Руководитель и разработчик подпрограммы –

С.А. Добрусина, директор ФЦКБФ РНБ, доктор технических наук.

 

         На втором этапе программы сохранения библиотечных фондов необходимо продолжить большинство проектов с учетом реалий настоящего времени.

В целом, новый век принес новые проблемы, связанные с обеспечением сохранности оригинальных документов в процессе их массового копирования; сохранением копий документов в виде электронных файлов или на оптических дисках, а также полученных с помощью принтеров и ксероксов. Существовавшая общемировая тенденция перевода документов на бумаге в цифровые копии превратилась в настоящее время в господствующую политику, широко поддерживаемую финансово и направленную на сохранение мирового цифрового наследия. При этом приоритеты смещаются, и часто забывается о самом главном - сохранении оригинальных книжных памятников, национального культурно-исторического наследия страны.

Реставрация документов, особенно книжных памятников и других редких и ценных материалов, которая еще десятилетие назад считалась  единственным методом сохранения документов, – весьма дорогостоящий и сложный процесс, требующий высокой квалификации специалистов. Стоимость книжных памятников варьирует от десятков тысяч до сотен миллионов рублей, а стоимость их реставрации - от тысяч до миллионов рублей.

При имеющихся кадровых ресурсах в год возможна реставрация около 200 книжных памятников различных видов, что составляет примерно 0,02 % от общего количества нуждающихся в реставрации. Средняя стоимость реставрации памятников - около 100 000 рублей за единицу, т.е. чтобы завершить работу по реставрации памятников, потребуется ежегодное финансирование в размере не менее 20 млн. руб. в течение столетий.

С другой стороны, даже при всех благоприятных условиях и при максимальном финансировании достичь 100% сохранности документов невозможно. Бумага документов «стареет», фонды библиотек постоянно растут, обновляются, поэтому нашей целью является создание и поддержание таких условий хранения и использования документов, развитие таких технологий консервации документов, при которых утраты и «процессы старения» сведутся к возможному минимуму.

Не следует забывать также, что любое движение вперед связано с совершенствованием технологий консервации, развитием инструментальных методов экспертной оценки состояния документов и условий их хранения, внедрением в  практику консервации инновационных технологий. А все это, несомненно, требует постоянного развития материально-технической базы федеральных и региональных центров консервации документов.

 

Цели  подпрограммы на 2 этапе:

Организация и развитие системной деятельности по консервации библиотечных фондов; обеспечение сохранности документов методами консервации; разработка и реализация единого подхода к консервации документов

Задачи подпрограммы:

·      дальнейшее развитие системы межрегиональных (региональных) центров консервации библиотечных фондов;

·     развитие нормативной и научно-методической базы консервации документов: разработка новых и развитие существующего комплекса базовых научно-методических документов по организации и деятельности межрегиональных (региональных) центров консервации; разработка и развитие нормативно-технологической базы для консервации документов;

·     обеспечение режимов хранения документов;

·     разработка и внедрение массовых технологий консервации в деятельность межрегиональных центров;

·     развитие и  дальнейшая координация деятельности библиотек России в сфере консервации;

·     развитие материально-технической базы федеральных и региональных центров консервации документов.

 

Помимо собственно сохранения фондов библиотек России параллельно должны решаться следующие проблемы:

·     обеспечение доступа к сохраненным оригиналам документов;

·     расширение доступа к информации, содержащейся в документах, посредством рекомендуемых технологий копирования (микрофильмирование, сканирование);

·     эффективное использование финансовых средств, благодаря кооперации библиотек и разработке массовых технологий консервации.

Реализация подпрограммы «Консервация библиотечных фондов» на втором этапе предусматривает следующие виды деятельности:

1. Дальнейшее развитие федерального и региональных центров консервации:

Развитие уже созданных региональных центров консервации библиотечных фондов и подразделений, в перспективе планирующих деятельность по консервации библиотечных фондов в масштабе региона, а также ежегодное создание около 3-4 новых, которые в свою очередь будут организовывать работу по сохранению библиотечных фондов в регионе, в том числе на муниципальном уровне. Предполагается создание центров консервации не менее чем в 70 регионах России.

2. Разработка и внедрение новых методов и технологий консервации фондов:

·                   Научные исследования в области консервации документов, выполненных на бумажных и небумажных носителях: в том числе исследование материалов и внедрение новых инструментальных  методов исследования в консервацию документов.

·                   Внедрение новых технологий массовой консервации документов Национального библиотечного фонда: нейтрализация кислотности бумаги – 10-12 тонн ежегодно (около 20-24 тыс. документов), фазовая консервация – около 2 тыс. документов ежегодно.

·                   Массовая реставрация документов Национального библиотечного фонда и ручная реставрация книжных памятников. Проект рассчитан на постоянную реализацию и постепенное снижение объема разрушающихся документов, требующих принятия срочных консервационных мер, до 5%-10%.

3. Обеспечение нормативного режима хранения фондов

·                   Комплексное обследование  условий хранения и состояния фондов в библиотеках России - не менее 8-10 хранилищ центральных региональных библиотек ежегодно, что составит около 10% от общего количества. Необходимо отметить, что это процесс постоянный: при завершении обследования центральных библиотек всех субъектов Российской Федерации начинается новый цикл.

·                   Паспортизация наиболее ценных фондов российских библиотек (создание электронной базы сохранности) – не менее 6-7 центральных региональных библиотек ежегодно.

4. Планирование действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

·                   Поддержание в рабочем состоянии и актуализация системы мер по спасению фондов в случае возникновении аварийных ситуаций.

·                   Обучение и проведение тренингов.

5. Повышение квалификации специалистов российских библиотек в области консервации документов и организации деятельности по консервации библиотечных фондов.

·                   Стажировки, обучающие семинары, мастер-классы по различным направлениям обеспечения сохранности библиотечных фондов

6. Развитие системы мониторинга сохранности документов в библиотеках, рассчитанное на постоянную реализацию по следующим направлениям:

·                   состояние (или сохранность) библиотечных фондов;

·                   кадровая обеспеченность в области обеспечения сохранности фондов;

·                   деятельность специализированных служб, отделов и региональных центров консервации;

·                   причины возникновения аварийных ситуаций в библиотеке, ликвидация последствий.

 

Принципы отбора документов для первоочередной консервации.

         Выбор объектов и определение форм консервации осуществляются в точном соответствии с результатами комплексной научной экспертизы и базируются на четырех основных критериях: уникальность, историко-культурная значимость документа, его физическое состояние, спрос.

         1. Уникальность - критерий, выделяющий из основной массы документов Национального библиотечного фонда прежде всего книжные памятники, в том числе рукописные и редкие книги, а также архивные материалы. Для них обязательно создаются нормативные условия хранения и, при необходимости, обеспечиваются реставрация и стабилизация.

         Для огромного объема документов, не являющихся уникальными, важны сведения, касающиеся трех других критериев.

         2. Историко-культурная значимость.

Среди документов Национального библиотечного фонда для первоочередной консервации выбирают документы, имеющие высокую историко-культурную значимость.

         3. Состояние документа - критерий, характеризующий степень изменения свойств материалов под влиянием факторов внешней среды.

         4. Частота использования. Очередность консервации документов по приведенным выше критериям корректируют согласно частоте и характеру использования.

Повышенный спрос на документы является основанием для их перевода на небумажные носители, срок существования оригиналов продлевают посредством специальных обработок.

На основе полученной комплексной характеристики принимается регламент работы с документом. В особо сложных случаях заключение дает реставрационный совет или иной коллегиальный орган. Он же рекомендует условия и правила дальнейшего хранения и использования документа, определяет сроки и виды последующих обработок и форм контроля. В соответствии с основными установленными признаками документа, записанными в паспорте, и статуса документа, входящего в «библиотечный фонд» или «национальный библиотечный фонд», совет принимает во внимание научно-практические возможности консервации, в том числе стоимость необходимых обработок.

Для совершенствования отбора документов на первоочередную консервацию, определения формы консервации необходимы:

·     компьютерное обеспечение для создания базы данных, позволяющей получить статистические и аналитические сведения по отдельному документу или группе документов;

·     кадровое и материально-техническое обеспечение современных технологий консервации;

·     наличие инструментальной базы для физико-химических и микробиологических исследований;

·     наличие системы сравнительных оценок трудоемкости и стоимости рекомендуемых технологических процессов

 

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2011-2020 гг.

 

Цели и задачи

Виды (содержание) работ

Показатели  реализации

1. Организация и развитие системной деятельности по консервации документов Национального библиотечного фонда.

 

1. Мониторинг состояния библиотечных фондов.

 

Обследование хранилищ и состояния библиотечных фондов, паспортизация  редких и краеведческих фондов не менее 6 региональных библиотек (около 5% от общего количества) ежегодно, что к 2015 г. составит 100% центральных региональных библиотек; анкетирование, опросы, составление баз данных и аналитических материалов

2. Организация и развитие деятельности региональных центров консервации библиотечных фондов.

Организация 3 новых и развитие имеющихся региональных центров консервации библиотечных фондов ежегодно.

3. Развитие новых направлений консервации библиотечных документов: разработка и внедрение новых материалов, технологий и методов, в том числе методов массовой консервации.

1.    Массовая нейтрализация кислотности бумаги документов библиотек– около 25 тыс документов (10 тонн) ежегодно

2.    Организация массовой фазовой консервации документов– прирост около 0,1 % ежегодно.

3.    Разработка и внедрение новых технологий и методик консервации документов.

4.  Изучение и анализ теории и практики консервации документов за рубежом. Составление и издание аналитических обзоров.

4. Организационно-методическая работа в области консервации документов

1. Разработка нормативных и методических документов; документов, регламентирующих в России деятельность в области консервации документов.

2. Организация и проведение мероприятий по консервации библиотечных фондов для специалистов российских библиотек, обеспечение их участия в российских и международных мероприятиях по консервации документов (семинары, конференции, конгрессы и др.

5. Реставрация книжных памятников

 

Прирост отреставрированных книжных памятников около 200 документов (0,01% нуждающихся в реставрации) ежегодно

 

6. Повышение квалификации специалистов в области консервации библиотечных фондов.

Организация и проведение стажировок, тренингов, мастер-классов для специалистов региональных и федеральных библиотек (не менее 15 чел. ежегодно).

Обеспечение готовности специалистов  к спасению библиотечных фондов при возникновении аварийных ситуаций

 

7. Развитие материально-технической базы сферы консервации библиотечных фондов

Автоматизированные установки для обеспыливания фондов

Прессы для тиснения. Крупноформатные прессы; специальные реставрационные столы;  современные приборы контроля условий хранения и состояния материалов.

Морозильные камеры на случай аварийных ситуаций вместимостью не менее 500 книг  каждая– 2 шт;  Устройства для механизированной  консервации и реставрации документов;

 

                                                                                                                                                                                                                      


  

2. КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

 

Научно-методический и координационный центр – ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) - Научно-исследовательский отдел редких книг (Музей книги) РГБ (http://kp.rsl.ru)

Руководитель подпрограммы - Н.И.Хахалева, директор по библиотечным ресурсам РГБ, к.пед.н.

Разработчики подпрограммы: Н.И. Хахалева, директор по библиотечным ресурсам РГБ, к.пед.н.; А.Ю. Самарин, зав. НИО редких книг (МК) РГБ, д.и.н.; Л.Н. Петрова, зам. зав. НИО редких книг (МК) РГБ; Е.А. Иванова, зам. зав. НИО редких книг (МК) РГБ, к.и.н.; И.П. Тикунова, зав. сектором научного и методического обеспечения работы с книжными памятниками НИО редких книг (МК) РГБ, к.филос.н.

  Второй этап реализации подпрограммы «Книжные памятники  Российской Федерации» сопряжен с внедрением изменений, внесенных в  Федеральный закон «О библиотечном деле» в 2009 г.,  и требованиями обязательной регистрации книжных памятников, имеющихся в библиотеках страны.

До настоящего времени остается ряд субъектов РФ, не проведших выявление книжных памятников в своих фондах, примерно половина имеющихся в фондохранилищах ценных коллекций еще не описаны и не зафиксированы в статусе книжных памятников, не налажена окончательно система описания и регистрации единичных книжных памятников. Большая часть редких и ценных книг, хранящихся в фондах библиотек, музеев и архивов РФ, выявленных в ходе реализации мероприятий подпрограммы «Книжные памятники РФ», нуждаются в дополнительном изучении и идентификации. Многие из книжных редкостей продолжают оставаться неизвестными широким научным кругам.

Существует необходимость в разработке соответствующих регламентирующих документов и существенной модернизации технологии учета и регистрации книжных памятников.

Привлечение новых фондодержателей книжных памятников требует развития сети региональных центров по работе с книжными памятниками, усиления координации их деятельности и укрепления взаимодействия между ними.

 

Цель подпрограммы:

Выявление и сохранение книжных памятников в фондах библиотек, архивов и музеев страны как части культурного наследия России.

Задачи подпрограммы:

·       Совершенствование нормативно-правовой базы по работе с книжными памятниками в соответствии с современным законодательством.

·       Развитие системы государственной регистрации и учета книжных памятников на базе современных информационных технологий.

·       Введение в научный оборот и популяризация книжных памятников Российской Федерации.

·       Совершенствование системы координации работ по выявлению и сохранению книжных памятников на федеральном и региональном уровнях.

Дальнейшая работа с книжными памятниками потребует, прежде всего, разработки и принятия новых регламентирующих документов, определяющих механизмы и процедуры государственной регистрации и учета, хранения и использования книжных памятников. Совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы позволит создать необходимые условия для реализации государственной политики в области сохранения книжных памятников как части культурного наследия России.

Развитие системы государственной регистрации и учета книжных памятников предполагает несколько направлений.

Для расширения охвата книжной продукции, хранящейся, прежде всего в библиотечных фондах, необходимы дополнительные разработки по определению критериев отнесения к книжным памятникам рукописных книг, изобразительных, картографических, нотных изданий, изданий на восточных языках и на языках народов России.  Должно быть  продолжено выявление, идентификация и описание книжных памятников в библиотеках, архивах, музеях России на основе анкетирования фондодержателей,  что позволит получить более полные данные о коллекциях, фондах и входящих в их состав редких и ценных изданий, соответствующих критериям книжных памятников. Параллельно будет внедряться и совершенствоваться технология представления описаний единичных книжных памятников в Общероссийском своде книжных памятников в режиме on-line.

Кроме того, будет создана и начнет функционировать в полном объеме новая автоматизированная база учета и регистрации книжных памятников при Министерстве культуры РФ – Реестр книжных памятников. Постоянная поддержка и своевременная модернизация программно-технического обеспечения системы учета и регистрации книжных памятников позволят значительно повысить эффективность работы по сбору и обработке сведений о книжных памятниках, ускорить процесс их отражения в информационной и регистрационной базах данных.

Для введения книжных богатств страны в научный оборот и содействия развитию науки и образования следует продолжать работу по подготовке и изданию печатных каталогов, факсимильных изданий, научных монографий. Популяризация книжных памятников, распространение знаний о книжной культуре среди специалистов и широких слоев населения обеспечат наибольший доступ к книжным памятникам при соблюдении приоритета их сохранности над доступностью.

Расширение деятельности в области выявления и сохранения книжных памятников потребует совершенствования системы координации и взаимодействия библиотек, архивов, музеев на федеральном и региональном уровнях. В связи с этим получит дальнейшее развитие сеть региональных центров, постоянное повышение квалификации специалистов, работающих с книжными памятниками.

Мониторинг деятельности библиотек по выявлению и сохранению книжных памятников должен стать постоянным направлением деятельности, способствующим своевременному исправлению и последующему недопущению ошибок в работе. Все центры по работе с книжными памятниками должны обеспечивать информационную поддержку работы с книжными памятниками, нацеленную на обеспечение доступа к информации о книжных памятниках, отражение результатов работы с книжными памятниками на общероссийском и региональных уровнях. Этому должны способствовать сайты или страницы сайтов, создаваемые центрами по работе с книжными памятниками.

Система учета и регистрации книжных памятников, предполагающая парк компьютерной техники, ведение баз данных, хранящихся на серверах, поддержка сайтов федерального и региональных центров зависят от состояния и качества  материально-технической базы учреждений. В связи с этим развитие материально-технической базы системы учета книжных памятников рассматривается как залог успешной реализации подпрограммы

 


ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2011-2015 гг.

Цели и задачи

Виды (содержание) работ

Показатели  реализации

2. Создание и развитие системы общероссийского учета книжных памятников как части культурного наследия России.

 

1. Выявление и описание книжных памятников в хранилищах России.

 

1.Завершение процесса выявления фондов редких и ценных книг в 65 субъектах РФ. Описание книжных памятников-коллекций, хранящихся в 65 субъектах РФ. 

2. Развитие Общероссийского свода   книжных памятников (как информационной базы )

 

1.Пополнение  Общероссийского свода книжных памятников  на 25 тыс. записей ежегодно.

2.Совершенствование и поддержка программно-технического обеспечения

3. Создание и развитие Реестра книжных памятников при Министерстве культуры РФ (базы учета и регистрации)

 

1.Пополнение Реестра книжных памятников на 25 тыс. записей ежегодно.

2.Совершенствование и поддержка программно-технического обеспечения

4. Организация и развитие деятельности региональных центров по работе с книжными памятниками

1.Организация не менее 6 региональных центров по работе с книжными памятниками ежегодно, развитие деятельности уже созданных.

2. Создание не менее 6-и  в  год  новых сайтов (веб-страниц), освещающих работу с книжными памятниками на общероссийском и региональных уровнях

 

5. Повышение квалификации специалистов по работе с книжными памятниками

1. Проведение стажировок, в т.ч. групповых, по заявкам участников проекта  (не менее 3-х в год)

2. Организация и проведение мероприятий по проблемам книжных памятников, обеспечение участия в них специалистов российских библиотек

 

6. Мониторинг деятельности библиотек по выявлению и сохранению книжных памятников

Анализ деятельности не менее 10 библиотек в год.

7. Развитие материально-технической базы системы учета книжных памятников

Модернизация инфраструктуры сетевых технологий, обновление и наращивание парка компьютерной техники (дополнительный сервер, компьютеры)

 

     


 

 

3. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО

СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТОВ БИБЛИОТЕК

 

Научно-методический и координационный центр ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) http://ifund.rsl.ru/

Руководитель подпрограммы – И. Г. Пестерева, начальник Отдела микрофотокопирования Российской государственной библиотеки (РГБ), магистр экономических наук

Разработчики подпрограммы: И. Г. Пестерева, начальник Отдела микрофотокопирования Российской государственной библиотеки (РГБ) магистр экономических наук, М. В. Дьяченко - заместитель заведующего Отделом межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и странами СНГ, РГБ, кандидат исторических наук.

 

      Опыт российских библиотек, приобретенный при реализации  этапов Национальной программы обеспечения сохранности в 2000-2011гг., показывает, что проблема обеспечения сохранности не может быть решена в короткое время и по отношению ко всем документам, являющимся особо ценным движимым имуществом, находящимся в фондах библиотек.

Необходимость продолжения реализации подпрограммы «Создание российского страхового фонда документов библиотек. Сохранение информации» связана с тем, что российские библиотеки испытывают потребность в сохранности документов российских библиотек средствами микрокопирования, несмотря на бурное развитие информационных технологий и постоянное увеличение количества изданий в электронной среде. В силу объективных причин (в первую очередь финансовых) за 10 лет успешной работы не удалось охватить все регионы РФ, не обеспечена сохранность всего особо ценного движимого имущества российских библиотек. Объёмы национального библиотечного фонда, на который следует сделать страховой микрофильм, ещё очень велики.

Целью второго этапа подпрограммы является сохранение интеллектуального содержания документов, относящихся к культурному достоянию РФ, и обеспечение долговременного доступа к ним средствами страхового микрофильмирования.

Основные задачи:

·                   Создать условия для изготовления качественных микроформ

·                   Создать условия для долговременного хранения страховых микроформ как основы предотвращения утраты объектов культурно-исторического наследия

·                   Начать использование цифровой копии с микрофильма вместо позитивной (рабочей) копии (с учётом требований Четвёртой части Гражданского кодекса, связанной с авторскими правами и закона об авторском праве)

·                   Начать разработку использования COM технологии совместно с НИИ репрографии

·                   Интегрироваться в международные проекты по страховому микрофильмированию

·                   Продолжить разработку нормативных  и методических материалов.

Приоритетными направлениями второго этапа подпрограммы «Создание российского страхового фонда документов библиотек. Сохранение информации» являются:

·                   Развитие Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации. Микрофильмирование библиотечных документов для Российского страхового фонда документ библиотек.

·                   Обеспечение сохранности Российского страхового фонда документов библиотек.

·                   Развитие нормативной и научно-методической базы страхового копирования.

·                   Развитие Российского регистра страховых микрофильмов.

·                   Мониторинг реализации подпрограммы в российских библиотеках.

·                   Развитие материально-технической базы РСФДБ

·                   Постепенная замена пользовательского микрофильма (позитива) на цифровую копию

Развитие Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации. Микрофильмирование библиотечных документов для Российского страхового фонда библиотек

Принципы отбора документов для страхового микрофильмирования,   как и на предыдущем этапе, будут основываться на следующих критериях:

        национальная и региональная ценность

        научная, культурно-историческая ценность

        уникальность

        вид документа

        хронологическая глубина

        физическое состояние документа

        угроза порчи и хищения единственного экземпляра

        спрос

Исходя из вышеперечисленного, приоритетными  печатными изданиями, подлежащими страховому микрофильмированию, являются:

- Издания, относящиеся к книжным памятникам

- Московские центральные газеты

- Общероссийские газеты

- Дореволюционные издания

Обеспечение сохранности Российского страхового фонда документов библиотек.

Это направление подпрограммы на втором этапе будет включать:

  - организацию хранения страховых микрофильмов в федеральной     спецлаборатории (ФТЛ)

Одной из важнейших задач на следующем этапе по-прежнему остаётся обеспечение долговременного хранения страховых микрофильмов, изготовленных для библиотек РФ, что является непременным условием успешной реализации подпрограммы.

В РГБ, являющейся координационным и методическим центром подпрограммы, отработан механизм составления  текущих и перспективных договоров с федеральным хранилищем по проведению экспертизы и периодического контроля как вновь созданных, так и находящихся на хранении страховых микрофильмов, изготовленных для всех библиотек РФ ранее.

Расходы по организации хранения страховых микрофильмов оплачиваются координационным центом из средств Федеральной целевой программы « Культура России».

Ежегодный прирост  страхового фонда библиотек в среднем на 1000 рулонов влечёт за собой увеличение финансирования по статье  периодического контроля находящихся на хранении микрофильмов.

- Повышение квалификации специалистов региональных библиотек, участвующих в подпрограмме. Консультационная работа.

Регулярное проведение семинаров, круглых столов и стажировок имеет чрезвычайно большое значение для реализации подпрограммы. Подобные мероприятия служат форумом для обмена идеями и опытом; в ходе профессиональных встреч выявляются проблемы, с которыми сталкиваются специалисты библиотек, намечаются шаги по дальнейшему сотрудничеству.

Координационный центр планирует продолжать проводить постоянную разъяснительную работу с сотрудниками федеральных и региональных библиотек по их персональным запросам, внедрять в практику дистанционное обучение с использованием информационных коммуникационных сетей, что позволит охватить библиотеки более отдалённых регионов. Также необходимо расширить круг участников подпрограммы за счёт привлечения новых регионов, в первую очередь Дальневосточного,  Южного и  Северокавказского  федеральных округов.

 Развитие нормативной и научно-методической базы страхового копирования.

В рамках этого направления следует продолжать научно-методическую работу по разработке инструктивно-методических пособий (рекомендаций) по технологическим процессам микрофильмирования,    порядку отражения страхового фонда в Регистре страховых микроформ, технологии отправки записей в Регистр, унификация бюджетного учета микроформ в соответствии с инструкцией об учете библиотечного фонда.

Материалы инструктивно-методических пособий  будут размещаться  на созданном Координационным центром сайте по страховому микрофильмированию http://ifund.rsl.ru/

 

Развитие Российского регистра страховых микрофильмов

В ходе реализации второго этапа подпрограммы будет продолжена работа по сбору данных о страховых микрофильмах, в том числе сделанных в предыдущие годы, в электронный Российский регистр страховых микроформ.

Ведение Регистра является неотъемлемой частью работ по страховому микрофильмированию, поскольку Регистр выполняет  функцию накопителя информации  обо всех страховых микрофильмах, изготовленных для библиотек РФ. Благодаря значительному приросту библиографических записей, всё актуальной становится и его функция механизма, позволяющего избежать дублирования в области микрофильмирования.

 

Мониторинг реализации подпрограммы  в российских библиотеках

В ходе реализации подпрограммы следует продолжить работу по  проведению выездных семинаров и ежегодного мониторинга деятельности библиотек, получивших средства из федерального бюджета на создание страхового фонда. Первый этап показал, что посещение библиотек позволяет выявить  проблемы, которые возникают «на местах» в процессе реализации подпрограммы на всех этапах работы: отборе документов для микрофильмирования, хранению и обработке микрофильмов 2-го и 3-го поколений, их учете и использовании.

  

 Развитие материально-технической базы РСФДБ

Дальнейшее развитие  подпрограммы не представляется возможным без модернизации и расширения материально-технической базы РСФДБ. Здесь можно выделить три основных направления:

1)      Увеличение мощностей федеральных лабораторий микрофильмирования и оснащение их парком современного микрофильмирующего оборудования, дающим возможность микрофильмировать документы библиотек в соответствии с действующими стандартами ЕРСФД (Единого российского страхового фонда документации), а так же промышленными сканерами с микрофильмов для широкого внедрения гибридных технологий.

2). Модернизация инфраструктуры сетевых технологий с целью дальнейшего развития Российского регистра страховых микроформ и сайта по страховому микрофильмированию

3).       Централизованное снабжение федеральных и региональных библиотек современными читальными аппаратами и сканерами с микрофильмов

Постепенная замена пользовательского микрофильма (позитива) на цифровую копию

Выделение средств из ФЦП предусматривает обязательное изготовление трех поколений пленок:

первое – негативная копия – отправляется на хранение в ФТЛ,

второе – негативная копия, передаётся в библиотеку и является резервом на случай, если необходимо изготовить новую копию взамен пришедшей в негодность или утраченной позитивной копии, а так же для оцифровки.

 третье – позитивная копия, предназначена для оперативного использования в читальном зале.

 В настоящее время отсутствие современного оборудования для чтения микрофильмов  в библиотеках остаётся одной из самых острых проблем.

         Цифровая копия может быть заменой пользовательского микрофильма (позитива).  Это позволит использовать имеющееся в библиотеке средства вычислительной техники (в настоящее время библиотеки достаточно хорошо оснащены ими) для работы с информацией.

 Всё увеличивающиеся объёмы оцифрованных документов предполагают продолжение работ  по внедрению COM (Computer output microfilms – создание страховых микрофильмов с оцифрованных файлов) технологий. Самой большой проблемой в массовом освоении этой технологии является изготовление микрофильма с разрешающей способностью, соответствующей требованиям ГОСТа, что сделало бы возможным его приемку в ФТЛ на общих основаниях.

В результате реализации этих направлений предполагается получить следующие результаты:

·                   сохранение и обеспечение долговременного доступа к документам, относящимся к национальному достоянию

·                   частичная разгрузка книгохранилища

·                    высвобождение времени реставраторов на проведение сложной реставрационной работы

·                    обеспечение унификации работ в области микрографии документов библиотек  РФ

·                    устранение дублирования усилий в области сохранения документов, относящихся к национальному достоянию

·          расширение круга участников и наращивание страхового фонда документов российских библиотек.


Цели и задачи

Виды (содержание) работ

Показатели  реализации

3. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.

 

1.Микрофильмирование библиотечных документов для Российского страхового фонда документ библиотек

 

Изготовление 450 000 кадров ежегодно (1 000 рулонов, 2250 изданий)

 

2. Развитие Российского регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ

 

Поддержка Российского регистра страховых микроформ – ввод 2250 записей ежегодно, обновление данных 4 раза в год.

Совершенствование программного обеспечения Регистра.

3. Организация и обеспечение сохранности  страхового фонда документов российских библиотек

1. Обеспечение сохранности страхового фонда в федеральных спецлабораториях- ежегодный прирост – 1 000 рулонов.

Проведение экспертизы и периодического контроля -  3000 рулонов и 5000 фиш (за предыдущие годы)

2. Разработка инструктивно-методических пособий (рекомендаций) по технологическим процессам микрофильмирования.

3.Разработка и внедрение методики сканирования микрофильма и изготовления цифровой копии с микрофильма. Обновление методического пособия – 1 раз в 5 лет.

4. Проведение научно-практических семинаров и стажировок для специалистов из региональных библиотек – 1 раз в год.

Консультирование -  не менее 100 консультаций ежегодно.

5. Поддержка информационно - методического сайта по страховому микрофильмированию - обновление сайта материалами (не менее 0,5 а.л. в год).

4. Мониторинг состояния страхового фонда в российских библиотеках

 

Ежегодное обследование не менее 3 библиотек, анкетирование один раз в 5 лет. Составление аналитических материалов по результатам мониторинга

5. Развитие материально-технической базы РСФДБ

Увеличение мощностей федеральных лабораторий, развитие Российского регистра страховых микроформ - модернизация инфраструктуры сетевых технологий, обновление и наращивание парка компьютерной техники

Снабжение федеральных и региональных библиотек читальными аппаратами . Ежегодно -16 читальных аппаратов и 6 сканеров.

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2011-2015 гг.

 


 

 

4. СОХРАНЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Научно-методический и координационный центр – ФГУК «Государственная публичная историческая библиотека России» (ГПИБ России) http://www.shpl.ru

Руководитель подпрограммы Е.А. Ястржембская, Первый зам. директора ГПИБ

Разработчик подпрограммы: Е.А. Ястржембская, Первый зам. директора ГПИБ.

 

 Обеспечение сохранности библиотечных фондов в процессе их использования требует развертывания дальнейшей работы. Тот факт, что библиотечный документ постоянно задействован в тех или иных процессах, делает необходимым не столько разовое внимание к этим процессам, сколько наличие постоянной системы контроля над его эксплуатацией.

В рамках настоящей подпрограммы в следующем десятилетии планируется реализовать следующие задачи:

1. Развитие нормативной базы, обеспечивающей повышение эффективности сохранения библиотечных фондов.

2. Обеспечение постоянного контроля над соблюдением библиотекарями и пользователями принятых нормативных документов в области сохранности фондов в процессе их использования.

3.  Подготовка и обучение персонала библиотек, ответственного за сохранность книжных фондов в процессе их использования.

4.  Разработка и внедрение новых технических средств, обеспечивающих сохранность документов при их выдаче, копировании и экспонировании. Обеспечение контроля качества и соответствием выпускаемых для библиотек оборудования и материалов.

5.  Массовая пропагандистская и воспитательная работа по повышению культуры работы с книгой в детской и взрослой аудитории.

Реализация указанных задач предполагает следующие направления деятельности:

1. Нормативно-правовое обеспечение сохранности фондов.

2. Техническое обеспечение сохранности фондов.

3. Организационно-методическое обеспечение проблемы сохранности фондов.

4. Пропагандистское обеспечение проблемы сохранности фондов.

I.  Нормативно-правовое обеспечение сохранности фондов в процессе использования.

1. Разработка порядка выдачи, экспонирования и копирования документов библиотечного фонда, отнесенных к книжным памятникам.

Принятие Федерального закона от 3 июля 2009 г. № 119-ФЗ О внесение изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» поставило задачу нормативного обеспечения хранения и использования книжных памятников. В этой связи стала необходимой разработка соответствующих нормативных актов. В сфере компетенции данного раздела Программы лежат вопросы использования книжных памятников. Разрабатываемые по данному направлению материалы войдут составной частью в комплекс подзаконных актов, посвященных книжным памятникам.

2. Разработка нормативно-правовой и методической базы использования документов национального библиотечного фонда.

Введение Федеральным законом от 3 июля 2009 г. № 119-ФЗ понятия Национальный библиотечный фонд требует проведения комплекса работ по приведению существующих правил работы библиотек в соответствие с новыми правовыми нормами. Кроме того, в работе с документами национального библиотечного фонда возникает необходимость снятия противоречий с требованиями других законов, затрагивающих деятельность библиотек по комплектованию, хранению и использованию документов национального библиотечного фонда, обслуживанию ими читателей.

К таким законодательным актам, в частности, относятся Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и др.

3. Внесение изменений и дополнений в Государственный стандарт ГОСТ 7.50.-2002 СИБИД «Консервация документов».

Необходимость внесений изменений и дополнений в названный стандарт, регламентирующий, в частности, использование определенной номенклатуры материалов при обработке и хранении библиотечных документов, связанно с необходимостью учесть а) появление на рынке и в практике использования новых материалов и технологий; б) Принятие Федерального закона от 3 июля 2009 г. № 119-ФЗ О внесение изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле».

4. Разработка нормативных документов, призванных обеспечить перераспределение документов библиотечного фонда.

Перераспределение документов между библиотеками, как способ более эффективного использования документов Национального библиотечного фонда, позволяет также продлить срок жизни книги, сокращает расходы на докомплектования. Современная практика библиотек сдерживается отсутствием нормативных документов, не противоречащих современному законодательству.

Практические результаты. По данному направлению совокупность вырабатываемых нормативным документом создает целостную непротиворечивую нормативно-правовую систему, обеспечивающую защиту фондов библиотек от преждевременного разрушения в процессе использования и созданию механизма, обеспечивающего эффективное их использования.

 

II.              Техническое обеспечение сохранности фондов в процессе использования.

В рамках данного направления предполагается решение двух задач;

- обеспечение библиотек достоверной информацией о качестве и соответствии требованиям сохранности библиотечного фонда производимого библиотечного оборудования;

- создание системы контроля качества изготовляемых промышленностью изделий предназначенных для использования в библиотеках.

Для реализации этих задач предполагается ведение «Базы данных библиотечного оборудования и материалов, используемых в библиотеках».

Данная База данных (БД) создана в 2008 г. и функционирует на сайте Федерального государственного учреждения культуры «Государственная публичная историческая библиотека России». В дальнейшем требуется её техническая и информационная поддержка, систематическое пополнение и обновление, проведение семинаров по материалам БД и т.п.

 К указанным оборудованию и материалам относится следующая продукция:

а) библиотечная мебель;

б) копировальное оборудование;

в) средства малой механизации, предназначенные для библиотек;

г) материалы и средства, используемые в библиотеках при обработке документов (картон, клей, канцелярские принадлежности), и др.

Практические результаты. 

Планируемые работы позволят:

а) избежать покупки библиотеками оборудования и материалов, разрушающих библиотечные документы;

б) повысить качество производимой продукции, продлить срок ее эксплуатации;

в) создать условия для целесообразного расходования библиотеками финансовых средств.

 

III.            Организационно методическое обеспечение проблемы сохранности фондов в процессе использования.

1.                Работа методического центра по оказанию помощи библиотекам России в решении проблем сохранности фондов в процессе их использования.

В задачи центра входят:

- содействие библиотекам в применении новых нормативных документов, регламентирующих использование библиотечных фондов;

- распространение оперативной информации о новейших достижениях в техническом обеспечении процессов сохранности;

- поддержание деятельности электронной страницы в Интернете, посвященной указанным проблемам, организация «горячей линии» между методическим центром и региональными библиотеками;

- мониторинг состояния проблемы сохранности фондов в процессе их использования в государственных и муниципальных библиотеках Российской Федерации.

2. Организация и поведение обучающих семинаров для библиотечных работников по проблемам сохранения документов в процессе их использования.

3. Издание методических и инструктивных материалов для библиотек и организаций, производящих библиотечное оборудование.

Практические результаты. Указанный комплекс организационно-методических мероприятий позволит

- поддерживать постоянный высокий качественный уровень проводимой библиотеками работы по обеспечению сохранности. Подготовка квалифицированных кадров для библиотек и постоянная возможность библиотекам получать квалифицированную оперативную консультацию из методического центра позволит библиотекам принимать оптимальные решение, влияющие на сохранность фонда в процессе его использования;

- экономить бюджетные средства библиотек за счет сокращения амортизации изданий национального библиотечного фонда, что уменьшит расходы на их восстановление и реставрацию;

- сократить расходы на комплектование за счет продления срока использования документов.

 

 IV. Пропагандистское обеспечение проблемы сохранности фондов.

Основная задача данного направления работы – воспитание в широких кругах читателей навыков обращения с книгой, бережного к ней отношения. Важной стороной работы является также привлечение читателей к активному участию в сохранении и пополнении библиотечных фондов, в реставрации документов и др. акциях, содействующих сохранению библиотечного фонда Российской Федерации.

1. Разработка и реализация программы деятельности  библиотек, обслуживающих детей, по воспитанию культуры работы с книгой, основам библиотечно-библиографических знаний.

Эффективная реализация программы воспитания культуры чтения, несомненно, должна включает в себя работу с детьми по привитию первоначальных навыков культуры чтения и работы с книгой.

2.                Организация в регионах России массовых акций по воспитанию культуры обращения с книгой в читательской среде.

Планируется проведение в различных регионах России таких акций, как "Удочери книгу" (участие общественности в финансировании реставрации особо ценных документов из библиотечных фондов), "Книге – вторую жизнь" (привлечение общественности к  работе по пополнению фондов библиотек книгами из личных собраний, развитие навыков бережного отношения к книгам)  позволят максимально привлечь читательскую аудиторию к активной деятельности по сохранению библиотечных фондов.

3.    Издание агитационно-пропагандистских материалов по воспитанию культуры работы с книгой, основам библиотечно-библиографических знаний.

 

V. Мероприятия по сохранению активной части фонда общедоступных библиотек.

Одним из важных направлений сохранения активной части фонда (документов, постоянного хранения, пользующихся постоянным повышенным спросом) является создание цифровых копий. В настоящее время  работа по оцифровке книг в библиотеках ведется, как правило, без учета читательского спроса на книги и в значительной степени ограничивается проблемой соблюдения авторских прав. В рамках настоящего подраздела программы планируется решить задачу оцифровки наиболее спрашиваемой литературы в координации с работой по созданию пользовательских электронных копий в рамках подпрограммы «Создание российского страхового фонда документов библиотек. Сохранение информации».

Для реализации этих целей планируется проведение следующих видов работ:

1. Выявление литературы активного спроса, установление эксплуатационных свойств изданий указанной литературы, согласование планов  оцифровки с программой создания российского страхового фонда 

2. Создание электронных коллекций книг активного спроса и координация работ региональных библиотек по оцифровке активной части фонда.

Централизованные мероприятия в этой сфере  будут включать:

·               Координацию и финансовую поддержку деятельности библиотек по оцифровке спрашиваемой литературы;

·               Решение вопросов авторских прав на литературу, планируемую к оцифровке;

·               Распространение электронных изданий по библиотекам для включение в библиотечки для ридеров.

Данный комплекс мероприятий позволят насытить библиотеки необходимыми  актуальными изданиями, которые могут быть включены в память ридеров, выдаваемых читателям и защитить бумажные экземпляры от дальнейшего разрушения.

 Конечный результат реализации подпрограммы.

Реализация всей совокупности мероприятий сделает возможным улучшение состояния библиотечного фонда России и, в частности, Национального библиотечного фонда Российской Федерации.

Внедрение в практику библиотек финансируемых из бюджетов разных уровней и относящимся к различным ведомствам выработанных в рамках подпрограммы правовых документов позволит обеспечить единый нормативный уровень соблюдения требований к использованию документов постоянного хранения, что в свою очередь, замедлит процесс разрушения документов, вызванного их активным использованием.

Результатом внедрения представляемой системы мероприятий станет:

- сокращение расходов на покупку оборудования за счет более рационального выбора сертифицированной качественной продукции;

- сокращение расходов на командировки в методические центры за счет использования дистанционных методов передачи информации;

- уменьшение амортизации документов, выдаваемых читателям

- активизация использования книжных фондов библиотек.

 Показатели и их количественное выражение.

Продление срока эксплуатации изданий –

Показатели – количество книговыдач одного экземпляра,

                                         число документов, находящихся в удовлетворительном состоянии.

Число книговыдач документа без ремонта (реставрации) увеличится  минимум на 10% по сравнению с нормативным показателем.

Увеличится доля документов, находящихся в удовлетворительном состоянии, на 2%.

Увеличение доли отреставрированных уникальных документов.

 Показатель – доля отреставрированных уникальных документов по отношению к общему числу уникальных документов, требующих реставрации.

За счет привлечения средств общественности на реставрацию книжных памятников и редких изданий планируется увеличение доли отреставрированных уникальных изданий на 2 %.

Уменьшение числа изданий, списываемых по причине ветхости.

Показатель – число списываемых изданий.

Число изданий, списываемых по причине ветхости, уменьшится минимум на 5%.


ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2011-2015 гг.

 

Цели и задачи

Виды (содержание) работ

Показатели  реализации

4. Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования

 

1. Развитие материально-технической базы

 Разработка и внедрение современных технических средств, обеспечивающих сохранность документов при их выдаче, копировании и экспонировании;

Оснащение федеральных и региональных библиотек оборудованием, обеспечивающим щадящее использование документов (специализированное оборудование для читальных залов, зон открытого доступа и т.д.). Оборудование подбирается в зависимости от нужд и обеспеченности библиотеки-получателя.

Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;

расширение доступности фондов до 10% в библиотеках, снабженных указанным оборудованием.

 

2. Обеспечение контроля качества выпускаемых для библиотек оборудования и материалов и их соответствия требованиям сохранности документов

В библиотеках, приобретающих оборудование соответствующего качества:

 - Увеличение доли  документов, находящихся в удовлетворительном состоянии, на 2%,

- Количество выдач документа  без его ремонта увеличится min на 10%. Перераспределение средств позволит увеличить долю реставрированных уникальных документов на 2%.

- Уменьшение числа изданий, списываемых по ветхости, сократится min на 5%.

- Продление срока эксплуатации оборудования на 10%

Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;

Увеличение показателя средней книгообеспеченности

 

3. Мониторинг обеспечения сохранности документов при их выдаче, копировании и экспонировании

Ежегодное анкетирование не менее 20 библиотек. Составление аналитических материалов по результатам мониторинга.

4. Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих сохранность документов при их использовании

Ежегодное проведение не менее чем 2 семинаров с выездом в регионы России по тематике «Сохранение библиотечных фондов в процессе использования». Формат группы, обучаемых специалистов – руководители библиотек различного уровня, главные и ведущие специалисты библиотек различной ведомственной принадлежности; не менее 50 специалистов для каждого семинара.

 В библиотеках, сотрудники которых прошли обучение, при реализации полученных знаний:

 - Увеличение количество выдач документа  без его ремонта.

 - Уменьшение числа изданий, списываемых по ветхости, сократится min на 5%.

- Продление срока эксплуатации оборудования.


  

5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОЦЕССОВ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

 

Научно-методический и координационный центр: ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (АПРИКТ) http://www.aprik.ru

Руководитель подпрограммы - Т.Я. Кузнецова, зав. кафедрой библиотековедения  и информатики  АПРИКТ

Разработчики подпрограммы: Т.Я. Кузнецова, зав. кафедрой библиотековедения и информатики  АПРИКТ

 

Цель кадровой политики в области сохранности библиотечных фондов на новом этапе – дальнейшая  модернизация системы профессионального развития кадров библиотек, ориентированной на комплексное решение задач сохранения и приумножения документного культурного наследия народов России.

Основные задачи 2 этапа:

1.                 Построение и дальнейшее развитие многоуровневой системы специального образования в области сохранения библиотечных фондов, предусматривающей непрерывность образовательного процесса и согласованное развитие его основных звеньев - профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки на федеральном и региональном уровнях;

2.                 Организация целевой подготовки  менеджеров по сохранению  документных фондов в формате 2-х годичных Школ. Проведение регулярных циклов образовательной программы Школы  «Менеджмент сохранения документных фондов» по 25 человек в  каждой группе.

3.                 Открытие нового направления профессиональной переподготовки по образовательной программе  «Организация и  инновационные технологии сохранения книжных памятников» с полуторогодичным обучением. Организация и проведение  4 циклов образовательной программы по 15 человек в каждой группе;

4.                 Дальнейшее совершенствование научной, нормативной и учебно-методической базы непрерывного  профессионального образования библиотечных кадров, решающих фондоохранные задачи. Унификация требований к содержанию и качеству образовательных программ на основе их регулярного  лицензирования и государственной аккредитации, а также общественной профессиональной сертификации учебных мероприятий, проводимых библиотеками  и учебными центрами, не имеющими лицензий на образовательную деятельность;  создание  учебных планов и образовательных программ нового поколения с учетом отражения научных и технологических достижений  в сфере сохранения  документных ресурсов, разработка типовых учебных планов и программ и их трансляция в  систему непрерывного профессионального библиотечного образования;

5.                 Научно-методическое, информационное и консалтинговое сопровождение деятельности по подготовке и повышению квалификации кадров для работ по сохранению библиотечных фондов; формирование электронной учебно-методической базы реализации образовательных программ различной проблематики и функционально-целевого назначения, доступной в интерактивном режиме; развитие учебно-методического комплекса по профильному системному менеджменту в области отдельных функциональных направлений фондоохранной деятельности.

6.                 Внедрение в учебные процессы современных образовательных методик и технологий, в том числе дистанционного обучения по проблематике профильного фондоохранного менеджмента, технологиям консервации и реставрации документов, комплексной работе с книжными памятниками и др.; создание электронных образовательных ресурсов в рамках задач Общероссийской программы, включая разработку  электронных учебников  и  учебно-методических  пособий  по ее  основным  функциональным направлениям;

7.                 Координация деятельности образовательных структур федерального уровня (АПРИКТ, РНБ, РГБ, ВГБИЛ, ГПИБ, ООО «Центр по безопасности культурных ценностей») по формированию системы непрерывного профессионального образования в сфере сохранения библиотечных фондов. Разработка ежегодных координационных планов профессиональной переподготовке и различных форм повышения квалификации (учебных семинаров, практикумов, мастер-классов и других форм оперативной трансляции знаний и практического опыта);  согласованность действий по разработке учебных планов, программ и проектов, а также реализации  отдельных образовательных акций;

8.                 Организация научных исследований кадровой обеспеченности сохранения библиотечных фондов страны; мониторинг динамики уровня квалификации специалистов в этой сфере и потребностей отрасли в соответствующих кадрах, реализация компетентностного подхода к подготовке и повышению квалификации кадрового потенциала Общенациональной  программы.

Механизмы реализации кадрового раздела

 Общероссийской  программы

Организационно-правовой:

1. Структурное упорядочение функционирующих звеньев системы переподготовки и повышения квалификации кадров по сохранению библиотечных фондов на федеральном и региональном уровнях; развитие между ними необходимых координационных взаимосвязей (организационных, функциональных, методических, технологических);

2. Формирование системы перспективного планирования программ непрерывного профессионального образования в этой сфере деятельности на федеральном и региональном уровнях с учетом обеспечения определенной последовательности и систематичности обучения различных категорий библиотечных работников, реализующих фондоохранные задачи;

3. Разработка нормативных требований к оценке качества образовательных программ, формирование института их общественной профессиональной сертификации.

 Экономический

1. Дальнейшее развитие системы государственного задания на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по комплексу проблем сохранности  документных фондов и безопасности библиотек на основе финансирования в рамках ФЦП «Культура России  (2011–2020 годы)», а также региональных целевых программ развития культуры;

2. Выделение в консолидированном бюджете на культуру субъектов Российской Федерации не менее 5% средств на профессиональное развитие библиотечных кадров с учетом региональных фондоохранных задач;

3. Систематическое выделение в бюджетах федеральных и центральных региональных библиотек необходимых средств на непрерывное обучение соответствующих кадров.

Технологический

1. Выстраивание и соблюдение технологической цепи (циклов, этапов) образовательного процесса с учетом поэтапного решения всего комплекса задач сохранения библиотечных фондов страны;

2. Внедрение новых образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения в образовательную систему подготовки кадров менеджеров по сохранности фондов, консерваторов и реставраторов, специалистов по работе с книжными памятниками и др.;

3. Создание электронных учебников по основным функциональным направлениям фондоохранных задач: консервации библиотечных фондов,  обеспечении сохранности и рационального использования книжных памятников, безопасности библиотек и библиотечных фондов,  их учета и сохранения в процессах использования, организации микрофильмирования и оцифровки документов, создании  страхового фонда;

4. Существенное укрепление материально-технической базы всех образовательных структур, задействованных в системе переподготовки и повышения квалификации кадров фондохранителей.

Научно-методический

1. Совершенствование научных основ и методологического инструментария реализации задач профессионального развития библиотечных кадров по основным функциональным направлениям сохранения документных фондов библиотек;

2. Создание надежной информационной и консалтиноговой базы по внедрению профильного менеджмента в процессы сохранения библиотечных фондов и их кадрового обеспечения;

3. Формирование системы обобщения и апробации современных технологий сохранения документных ресурсов, а также инновационных разработок в сфере фондоохранного менеджмента и их дальнейшей  трансляции в широкую профессиональную среду посредством публикации проектов, разрабатываемых в ходе  реализации образовательных программ «Менеджмент сохранения библиотечных фондов» и «Инновационные технологии сохранения книжных памятников»;

3. Научное обобщение опыта в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках задач Общенациональной программы и трансляция инновационных разработок и технологий в широкую профессионально-образовательную среду.

Показатели результативности

Экономический эффект:

Построенная на новой парадигме подготовка кадров по проблемам сохранности библиотечных фондов, заключающаяся в переносе центра тяжести на систему дополнительного образования и его ведущие звенья -  профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, позволит как минимум  в 3 раза сократить бюджетные расходы на обучение менеджеров-фондохранителей и консерваторов документных ресурсов. Экономия финансовых средств обеспечивается за счет значительного сокращения сроков обучения: вместо 4 – 6 лет (бакалавриат, магистратура) и 3 лет (среднее профессиональное образование) – максимум 2 года в формате профессиональной переподготовки. Программы  повышения квалификации и стажировки (от 3 дней до  1 месяца), повторяемые  с определенной периодичностью, создают оптимальную возможность для непрерывного профессионального образования  кадров в условиях бюджетного дефицита.

Социальный эффект:

Подготовка высококвалифицированных кадров менеджеров по сохранности библиотечных фондов, консерваторов документных ресурсов, специалистов по работе с книжными памятниками, технологов-реставраторов и др. обеспечит более эффективное сохранение культурного и интеллектуального наследия, хранящегося в библиотеках в России, создаст необходимые условия для его доступности  населению страны и  включению России в культурное и информационное пространство современного мира.

Конечный результат:

Создание многоуровневой системы переподготовки, повышения квалификации и стажировки библиотечных кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с требованиями решения государственной задачи сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.

 

 


ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2011-2015 гг.

 

Раздел

Виды (содержание) работ

Показатели  реализации

5. Подготовка кадров, обеспечивающих сохранение библиотечных фондов

1.Организация и проведение  регулярных циклов профессиональной переподготовки  по образовательной программе «Менеджмент сохранения документных фондов»

Целевая подготовка менеджеров по сохранению документных фондов в формате 2-х годичных школ  с 4 –х сессионным обучением.  Организация  3-х Школ  по 25 специалистов каждая

2. Модернизация подготовки кадров. Внедрение дистанционного обучения и электронных технологий в образовательный процесс

Создание и реализация 10 электронных учебных курсов по основным  функциональным направлениям фондоохранных задач. Ежегодно – не менее 3-х курсов.

 Создание электронной учебно-методической базы образовательных программ профессио-нальной переподготовки  и повышения квалификации, реализуемых   на федеральном уровне

3.Совершенствование научной, нормативной, учебно-методической и организационной  базы системы профессионального образования библиотечных кадров, решающих фондоохранные задачи. Разработка профессиональных компетенций специалистов по сохранению библиотечных фондов.

Создание нового поколения учебных планов и образовательных программ по подготовке и повышения квалификации кадров, решающих фондоохранные задачи. 40 учебных планов; 40 образовательных программ . Общий объем – 55 а.л.

Научное, учебно-методическое и нормативно-правовое сопровождение образовательного процесса по всем формам обучения. Комплект документации по государственному лицензированию и аккредитации образовательных программ федерального уровня;    профессионально-общественная  сертификация  образовательных программ  регионального уровня. Общий объем – 60 а.л.

4.Открытие нового направления профессиональной переподготовки по образовательной программе «Организация и инновационные технологии сохранения книжных памятников».

Целевая подготовка специалистов по работе с региональными фондами книжных памятников Проведение полуторагодичных  циклов с 3-х сессионным обучением. Организация не менее 4 циклов по 15 специалистов каждый.

5. Развитие системы оперативного повышения квалификации специалистов в области  консервации библиотечных фондов и работе с книжными памятниками

 

Стажировки специалистов региональных и федеральных библиотек . Организация и проведение оперативных обучающих  практикумов,  тренингов и мстре-кллассов  по консервации библиотечных фондов и работе с книжными памятниками, обеспечение участия  библиотечных специалистов в российских и международных мероприятиях по консервации документов и работе с книжными памятниками

6. Компьютерное и материально-техническое оснащение учебных центров, готовящих специалистов по сохранности библиотечных фондов

 

Компьютерное оборудование в комплекте – 100 комплектов.  Материально-техническое оснащение учебной лаборатории федерального центра переподготовки кадров по менеджменту сохранения библиотечных фондов: демонстрационное и выставочное  оборудование -1 комплект;  комплекс  технических устройств для  реставрационно-переплетных  работ - 5 комплектов.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

Общероссийская программа сохранения

библиотечных фондов. 2 этап. Введение…………………………………………………

 

Консервация библиотечных фондов…………………

 

Книжные памятники Российской Федерации……………………………………………….

 

Создание Российского страхового фонда

документов библиотек.…………………………….…

 

Сохранение библиотечных фондов в процессе использования…………………………………………

 

Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов……………………………………..…………….

 

 

 

 

 

3

 

9

 

 

17

 

 

23

 

 

32

 

 

43

 

 

 



* Подпрограмма предусматривает оптимизацию деятельности в отношении книжных памятников не только библиотек, но архивов, музеев и иных фондодержателей.