НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ
|
||
Книга и советское общество 1960-е – первая половина 1980-х гг.@Струкова Е.Н.
Книга и советское общество 1960-первой половины 1980-х гг В середине 1990-х гг. в фонд Государственной публичной исторической библиотеки поступили на хранение материалы из одесской библиотеки самиздата. Это были фотопленки, фотокопии, машинописные копии, несколько книг и периодических изданий, изданных за рубежом. Деятельность создателей Одесской библиотеки была заметным явлением в истории советского инакомыслия. Судебные преследования Вячеслава Игрунова и затем Петра Бутова нашли отражение и в «Хронике текущих событий», и в «Истории инакомыслия» Людмилы Алексеевой. Благодаря усилиям В. Игрунова, П. Бутова и других участников событий агенты КГБ не смогли обнаружить библиотеку, была конфискована очень незначительная часть собрания. Одесская библиотека была не единственным собранием. Широко известны и другие крупные коллекции самиздата: «Ленинградский архив», Библиотека Маркова. Известны и менее крупные частные библиотеки (например в Новосибирске). Естественно, что массовое чтение запрещенной литературы было связано и с ее распространением, тиражированием, собиранием. Исследование, которое проводится в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда «Библиотека самиздата 60-70 годов: опыт реконструкции» с 2005 года, базируется, в первую очередь, на собрании и опыте Одесской библиотеки Игрунова – Бутова. Однако, в первую очередь нас интересует влияние литературы формирование мировоззрения советского инакомыслящего. В связи с этим исследование «Библиотека самиздата» посвящено прежде всего кругу чтения советского человека, включавшему в себя достаточно широкий спектр: от антисоветской политической литературы до мистики, оккультизма, и психологических практик. В той или иной мере все эти направления литературы присутствовали и в Одесской библиотеке Игрунова-Бутова. Между тем, мы можем констатировать следующее: советский человек, находился в постоянном поиске закрытой от него информации. Опять же подчеркнем, что не обязательно информации политической, антисоветской. Общество было настолько пропитано цензурой, что более-менее развернутые ответы на любые вопросы (не только гуманитарной тематики) не могли быть получены, поскольку упирались в труднодоступную литературу, авторами которой являлись «немарксистские» авторы, а то и откровенные «враги народа». Таким образом, ответы на многие вопросы, интересовавшие советских людней были связаны самостоятельным поиском литературы. Следует сразу подчеркнуть, что в нашем исследовании мы не пытаемся воссоздать мир советского диссидента. Мы говорим об инакомыслии, как об обязательном атрибуте тоталитарной эпохи. Диссидентство – это политическая оппозиция, в основе которой лежит внутреннее несогласие с политикой властьимущих. Инакомыслие, наоборот, не исключает существование индивидуума в тоталитарной системе. Эта достаточно четкая граница ярко запечатлена в недавно вышедших на русском языке воспоминаниях Людмилы Алексеевой. «Мы не были экстремистами. Наши взгляды были типичны для интеллигентской среды. Новизна состояла в том, что мы открыто высказали, что многие хотели, но не решались сказать. Мы ослушались, и тем самым нарушили общепринятые нормы. Непослушание стоило нам тех преимуществ, которые дает принадлежность к коллективу. Теперь мы в полной мере должны познать, как выживать в одиночку. Было неясно, готовы ли те, кто думал как мы, поддержать нас и помочь выжить»[1] Безусловно, диссидентство было уделом немногих избранных, перешедших черту, но и тех, кто по каким-то причинам не решался ее переступить осуждать нельзя. Во-первых, это большинство советских людей, во вторых - автоматически за этим следовал негласный «запрет на профессию» и другие политические и социальные поражения не только для самих несогласных, но и для членов семей. К тому же, как правомерно указывает в интервью Г. Павловский, президент «Русского института», в настоящее время известный политтехнолог, а в прошлом один из читателей подпольной библиотеки Игрунова-Бутова: «Слово «диссидентство» тогда вызывало протест, даже у той же среды, практически у всех тогда». Актуальность исследования, посвященного реконструкции библиотеки самиздата, как модели внутреннего мира советского инакомыслящего, подтверждает интерес в российском обществе к проблематике отечественной истории 1960-х —первой половины 1980-х годов, и в первую очередь это касается истории повседневности. Важной причиной, приведшей к этому, является относительная стабилизация российского общества после нескольких лет демократических и экономических реформ – иными словами, после прохождения российским государством этапа демократического транзита. В связи с этим совершенно объективной является политическая апатия российских граждан. Подтверждением тому стали недавно принятые изменения в действующее избирательное законодательство: об отмене графы в избирательных бюллетенях «против всех» и об отмене порога явки избирателей на выборах. В связи с вышеизложенным, 60-70 годы возвращают нас в последний, относительно спокойный и стабильный период, когда информация о происходивших драматических событиях скрывалась, когда о том, что в стране существуют недовольные, нельзя было узнать из официальной прессы, в то время, когда создавалась иллюзия, что народ и партия были едины. Мучительные поиски имиджмейкерами властьимущих новой идеологии - все это возвращает нас в 60-70 годы прошлого века. Иллюзия того, что 1960-70-е это один из самых стабильных периодов в истории советского общества (современники называли его «застойным»), складывается, также из-за отсутствия открытой конфронтации в обществе, именно того состояния, которое историк В.Козлов, со ссылкой на цитату из стихотворения А.Галича, назвал «молчаливый резистанс»[2]. Итак, иллюзия относительной стабильности в обществе с лихвой компенсировалась, и в то время и в наши дни, отсутствием политической инициативы граждан. Однако – с другой стороны, именно в состоянии полной политической апатии общества формировалась та идеология, которая впоследствии подготовила перестройку и привела советское общество к демократическим преобразованиям второй половины 1980- годов. Именно в 1960-70 годы закладывались те ценностные ориентиры будущих демократических перемен. И в том, что советские люди поддержали горбачевскую перестройку, в том что общество было готово к переменам немаловажную роль сыграли именно те философские и литературные произведения, которые тайно тиражировались, перепечатывались в самиздате, передавались из рук в руки, и даже продавались на черном рынке. Таким образом, существуют определенные исторические причины, в связи с которым в российское общество активно интересуется проблематикой середины прошлого века. В стране завершился этап, связанный с демократическими реформами. Российские граждане стали меньше интересоваться политикой и участвовать в политической жизни. Невозможность гражданина влиять на власть, привела к тому, что общественность опять «вернулась на кухню», то есть к временам и классического самиздата. К той же ментальности, с поправкой на виртуальный мир Интернета. Подтверждением интереса к проблематике 1960-70 гг. являются публикации, которые особенно активно выходят в последнее время: это и переиздания источников, и обобщающие и справочные работы. Самыми первыми исследователями истории инакомыслия в СССР стали советские диссиденты. В первую очередь необходимо отметить работу А. Амальрика «Просуществует ли Советский союз до 1984 года?». В этом историко-публицистическом очерке, написанную в 1969 году, автор обозначил три направления демократического (диссидентского) движения в СССР: «можно сказать, сто за последние полтора десятилетия выкристовализовались по крайней мере три идеологии, на которые опирается оппозиция. Это «подлинный марксизм-ленинизм», «христианская идеология» и «либеральная»[3]. С теми или иными поправками это идеологическое деление инакомыслия в СССР принимается исследователями и в настоящее время. Не потеряло своей актуальности и фундаментальное исследование Л.Алексеевой «История инакомыслия в СССР»[4]. Автором собран и обработан богатый фактический материал. Работа Л. Алексеевой и сегодня является точкой отсчета для всех исследователей, советской политической оппозиции 1960-70 гг. Добавим, что, в этой книге впервые в историографии нашла отражение история Одесской библиотеки[5]. С 1981 года в США, В. Чалидзе, лишенный Советского гражданства в 1972 году начал публиковать материалы по проблемам инакомыслия в сборнике «СССР: внутренние противоречия»[6]. Всего вышло 22 выпуска. В опубликованных статьях В.Чалидзе и привлекаемых к сотрудничеству авторов, затрагивалась проблематика инакомыслия в СССР. И, наконец, завершающей работой первого этапа изучения истории инакомыслия в СССР, на наш взгляд, следует считать работу Л. Богораз и А.Даниэля «В поисках несуществующей науки (диссидентство как историческая проблема)[7]». Статья была опубликована в 1993 году в журнале «Проблемы восточной Европы». В ней обобщаются основные тенденции в изучении советского инакомыслия и ставятся проблемы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время, а именно: взаимоотношения диссидентского движения и инакомыслящих в СССР, роль самиздата в распространении антисоветской идеологии, периодизация истории инакомыслия. Статья Л. Богораз и А. Даниэля с одной стороны подводит итог изучения истории инакомыслия самими участниками событий, с другой стороны – авторы уже говорят о той проблематике, которая свойственна второму этапу изучения. Второй этап, на наш взгляд начинается в конце 1980-начале 1990 гг., когда отчетливо стало ясно, что инакомыслие, в первую очередь политическое инакомыслие - это часть нашей истории и эту историю необходимо изучать в включать в программу академических курсов. Именно к этому периоду относится начало исследовательской программы научно-исследовательского и просветительского общества «Мемориал» «История диссидентского движения». Следует также отметить научно-исследовательскую деятельность в Российском Государственном гуманитарном университете, преподавателями которого был впервые апробированы спецкурсы по истории диссидентского движения[8], создан центр документации «Народный архив», принимавший на хранение документы участников диссидентского движения, а также, в 1992 г. проведена научная конференция «Диссидентское движение в СССР. 1950-80 е годы»[9], по проблемам диссидентского движения, по итогам которой и была написана упоминавшаяся статья Л. Богораз и А.Даниэля. Научная деятельность по изучению истории инакомыслия в СССР была продолжена и в региональных исследовательских и учебных центрах[10], а также в ряде публикаций, в периодической печати, а также в виде монографий[11] и работах зарубежных исследователей, опубликованных на русском языке[12]. В 1990 – е были подготовлены первые диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук[13], посвященные истории диссидентского движения. Отличительной чертой изучения истории инакомыслия 1960-первой половины 80 гг, в конце прошлого века, стал тот факт, что несмотря на фактическое отсутствие новых источников, в первую очередь – новых документальных публикаций, исследователям в своих работах удалось доказать, что история инакомыслия в СССР – составная часть отечественной истории, которая также нуждается в изучении, точно также, как и вся остальная проблематика , связанная с существованием СССР. Четкой границей начала третьего периода изучения стала публикация трехтомника, изданного к 25-летию Московской Хельсинской группы, включавшего в себя переиздание исследования Л. Алексеевой, воспоминания участников и, документы, выходившие от имени группы[14]. Именно после выхода этих материалов, появился ряд работ, в которых либо содержаться документальные публикации, либо вводятся в научный оборот новые материалы: в первую очередь воспоминания и свидетельства участников событий, а в ряде случаев и документы. Первыми такими изданиями стали работы, вышедшие при участии Санкт – петербургского общества «Мемориал» переиздание альманаха «Суммы» и литературная энциклопедия «Самиздат Ленинграда»[15], в которой собран богатый фактический материал, а вступительная статья В.Долинина и Д.Северюхина «Преодоление немоты» имеет самостоятельное научное значение. Фактически одновременно, в 2003 г. в Москве выходит сборник воспоминаний и эссе «Вегетарианская эпоха»[16], составителем которой являлся ученый-философ, чьи работы оказали бесспорное влияние на формирование идеологии советского инакомыслия – Г. Померанц. Несколько достаточно известных работ – А Марченко «Университеты», А. Терц (А. Синявский) «Диссидентство как личный опыт», А Сахаров «Воспоминания» составили основу сборника. Г. Померанц во вступительной статье объясняет причины, по которым диссиденты не стали сотрудничать с новой демокрической номенклатурой. «Лидерами демократии стали приспособленцы, спокойно жившие с партбилетом в кармане и спокойно выкинувшие свои партбилеты. Соединение нравственности с политикой, как в польской «Солидарности»у нас не могло получиться»[17]. Проблема, поставленная Г.Померанцем показала тот факт, что политическое инакомыслие 1960-первой половины 1980 гг. тесно перекликается с тем состоянием, которое переживает российское общество в наши дни. Этот тезис подтверждает работа Н.Митрохина «Русская партия»[18], посвященная зарождению идеологии современного русского патриотического движения. Следует отметить, что автор вводит в научный оборот большой круг новым источников, в том и распечатки магнитофонных записей интервью с участниками событий. Количество публикаций , вышедших в 2005 году, позволяет нам также сделать вывод о том, что в отечественном науке, в настоящее время сложилось несколько иследовательских и публикаторских центров, активно разрабатывающих проблематику инакомыслия в СССР. В первую очередь публикацию документов активно проводит Федеральное архивное агентство. В 2005 году вышел документальный сборник «Крамола»[19]. Институтом гуманитарно-политических исследований, бессменным руководителем которого является В.Игрунов (создатель одесской библиотеки) выпущен трехтомник «Антология самиздата»[20]. К 30-летию Московской Хельсинкской группы были опубликованы воспоминания Ю.Орлова и Л.Алексеевой, а также впервые на русском языке исследование американского историка П. Годберга «Заключительный акт»[21], посвященное истории Московской Хельсинкской группы. И, наконец, участники программы по истории диссидентского движения НИПЦ «Мемориал» опубликовали сборник материалов и воспомининаний, посвященных демонстрации 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади[22]. Говоря работах общества Мемориал и Московской Хельсинкской группы необходимо отметить деятельность по созданию полнотекстовой электронной библиотеки. Так Интернет-странице НИПЦ «Мемориал» исследователям предоставлена возможность работать с текстами «Хроники текущих событий» - одного из самых полных и точных источников по истории советского инакомыслия. Завершая краткий обзор историографии мы можем констатировать следующее: менее чем тридцатилетний период, инакомыслие в СССР из запретной темы, стало одной из самых актуальных проблем отечественной исторической науки. В последние несколько лет активно работают международные научные коллективы, подтверждением тому – созданная в ноябре 2006 года в Будапеште Ассоциация исследователей самиздата – IS[R]A. В рамках рабочего семинара Ассоциации, прошла презентация нашего проекта «Библиотека самиздата: опыт реконструкции». По итогам презентации прошла дискуссия, которая показала, что проблемы хронологических границ и терминологии все также актуальны для изучения истории инакомыслия в СССР и Восточной Европы. Безусловно, самиздат, как составляющая диссидентского движения и политического инакомыслия анализировался в работах, но не изучалась роль именно текста, как такового. Наиболее жесткая периодизация самиздата (если считать его информационной составляющей истории инакомыслия) следует считать 1968 год – выход первого номера «Хроники текущих событий», и конечной датой – 1987 год – принятие январским Пленумом ЦК КПСС резолюции «О гласности». Это наиболее яркий период существования самиздата, однако, это существовал и в более ранний период, существует и в настоящее время. Следует также отметить еще одну проблему, которая поднимается в предлагаемом исследовании: - в исследуемый период, роль хранилищ информации - библиотек (как легальных (государственных) так и нелегальных) фактически не изучалась. При этом существует ряд очень интересных исследований, посвященных отделам спецхрана в библиотеках, а также истории Советской цензуры[23]. Отчасти, атмосферу в библиотеках в 60-70 гг. показана в недавно опубликованных воспоминаниях заведующей отделом рукописей ВГБИЛ им. Ленина (в настоящее время – Российской Государственной библиотеки) С.Житомирской «Просто жизнь»[24]. Все эти работы в той или иной мере привлекались при подготовке исследования. Основным источником являлись документы и материалы самиздата из фондов Государственной публичной исторической библиотеки. Большая часть из них была передана в библиотеку создателями Одесской библиотеки. Полный список материалов публикуется в приложении. Немаловажным источником для получения фактического материала и проведения анализа источников являлась «Хроника текущих событий». В 2006 г. закончено сопоставление материалов из библиотеки «Игрунова-Бутова с текстом «Хроники текущих событий», что позволяет сделать выводы о распространенности и тех или иных материалов в самиздате и наличии их в фонде Одесской библиотеки. И, наконец, третья группа источников – это интервью, записанные, расшифрованные и авторизованные в процессе работы над проектом. Среди первых корреспондентов, интервью с которыми были записаны в 2005 году и вошли в отчет 2005 года – интервью директора Института Гуманитарно-политических исследований и создателя библиотеки В.В. Игрунова. После переезда в Москву в 1987 г. В.Игрунов активно включился в общественно-политическую жизнь страны, являлся руководителем одной из самых интересных и действенных неформальных структур Москвы - Московского бюро информационного обмена (М-БИО), в 1993-2003 гг. был депутатом российского парламента (фракция «Яблоко»). В интервью В. Игрунова много фактических материалов, подробно описана истории библиотеки. Записки П.Бутова в полном варианте опубликованы на персональной Интернет- странице В.Игрунова. В них очень много авторских размышлений о происшедших событиях, зачастую несколько спорных. По всей видимости, это связано с тем, что автор уже более 20 лет живет за границей. Для публикации в окончательном варианте проекта, был выбран небольшой отрывок из воспоминаний П.Бутова, в литературной обработке сотрудника ИГПИ Е.Шварц. И наконец короткое интервью В.Матизена, известного в настоящее время кинокритика и журналиста больше повествует о книгах и характере изучаемой литературы, состоянии общества, чем о событиях, связанных с Одесской библиотекой. Но именно здесь обрисована атмосфера Новосибирского Академгородка и тематика литературы, которая интересовала советского интеллигента 1960-70. В 2006 г. были записаны два интервью со участниками событий. Первое - с одним из первых соратников В.Игрунова А.Рыков. А.Рыков еще до перестройки отошел от общественной деятельности, но продолжал активно собирать интересующую его литературу. Второе, наиболее ценное, с человеком, с чьим именем связан арест В.Игрунова – Г. Павловским. Президент Фонда эффективной политики Г.О. Павловский любезно согласился на интервью в рамках нашего проекта и рассказал не только о событиях 1970-первой половины 1980 гг. в Одессе, но и о книгах, повлиявших на формирование мировоззрения его современников. Продолжая исследование «Библиотека самиздата: опыт реконструкции» мы попросили ответить на наши вопросы еще несколько корреспондентов, большинство из которых известные политики, ученые и общественные деятели. В интервью профессора, доктора экономических наук В.Л.Шейниса речь идет о читательских интересах и поисках информации в среде ленинградской интеллигенции. Политолог, Президент Информационно-экспертной группы «Панорама» В.В. Прибыловский повествует об атмосфере, царившей в Московском государственном университете, доктор исторических наук, профессор Б.С.Илизаров повествует о мире студента и аспиранта Историко-архивного института, и наконец, одна из сотрудниц отдела книгохранения Исторической библиотеки С.А.Соловьева поделилась с нами краткими воспоминаниями об атмосфере Исторички. Несмотря на различие в политических взглядах, сегодняшней социальной адаптированности, и читательских пристрастий, наши корреспонденты оказались едины в одном: интеллигентный человек 1960—первой половины 1980 гг. находился в непрерывном поиске нужной ему информации. И та информацию, которая несла в себе книга – перепечатанная ли в самиздате, добытая в спецхране, украдкой прочитанная на работе, переоценить невозможно. Книга становилась не только носителем информации, но и неким единым паролем в мир инакомыслия. Таким образом задачами настоящей работы являются следующие: - Показать историю одесской библиотеки подпольной литературы в контексте истории инакомыслия в СССР; - Провести анализ литературы, переданной в Историческую библиотеку из библиотеки Игрунова-Бутова. - Показать каким образом «несоветская» литература (в том числе и не политическая) и ее поиск, влияли на формирование мировоззрения советского человека. В соответствии с задачами, структура работы состоит из 2 глав и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с историей библиотеки Игрунова-Бутова, вторая часть посвящена поискам «несоветской литературы». Третья часть – это библиографические приложения. [1] Алексеева Л. , Голдберг П. Поколение оттепели / Пер с англ. З.Е. Самойловой. – М.: Захаров, 2006. – С. 198; Еще один пример из мемуаров Л.Алексеевой, иллюстрирующий разницу позиций диссидента и инакомыслящего. Историк А.М. Самсонов, главный редактор издательства «Наука», перед увольнением Л.М. Алексеевой из издательства сказал ей в частной беседе: «Что будет, если я уйду хлопнув дверью, как это делаете вы? Понятно, что мы потеряем – работу, привилегии. А что мы выиграем? Что, если все люди, которые хотят говорить правду, все люди, у которых есть совесть, уйдут и хлопнут дверью? Вы мне можете сказать, чего мы добьемся?» (Там же, с. 192). [2] Козлов В.А. Что такое крамола? //Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 гг. – М.: Материк, 2005. – С.5. [3] Цит. по: Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?// Огонек. – 1990. -№ 9 . – С.19. [7] Богораз Л. Даниэль А. В поисках несуществующей науки (Диссидентство, как историческая проблема) // Проблемы Восточной Европы. – Вашингтон, 1993. -№ 37-38. –С 142-161. [8] Безбородов А. Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х и 80-х годов: Учеб. пособие для студ. по курсу отеч. истории новейшего времени / Историко-архивный ин-т РГГУ.- М., 1994.- 151 с.; Безбородов А.Б. Феномен академического диссидентства в СССР: Учеб. пособие по спецкурсу / РГГУ. - М.: 1998. - 75 с. [9] Диссидентское движение в СССР. 1950-1980 е гг.: Материалы международной научной конференции (М., 24-26 авг. 1992 г.). –М., 1992. -37 с. [10] См. напр.: Казьмин В.Н. От правозащитного движения к многопартийности в России (1965-1996). –Кемерово, 1997. – 110 с.; Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (сер 1940-х = сер 1980 –х г.г.). – Сургут, 1998. -280 с.; Прищепа А.И. Некоторые методологические проблемы изучения истории диссидентского движения в СССР // Политическая демократия в историческом опыте России. - Челябинск, 1993. - С.182-188; Прищепа А.И. Историография изучения истории диссидентского движения в условиях «академического тоталитаризма» // Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: Федеральный и региональный аспекты. –Сургут, 1999. –С.47-60; Арефьева Т.К. Из истории диссидентского движения // Политическая демократия в историческом опыте России. - Челябинск, 1993. - С.189-193. [11] См. напр: . Березовский В.Н. Движение диссидентов в СССР в 60-х - первой половине 80-х годов // Россия в XX веке. - М., 1994. - С.615-621; Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х - 1970-х годов // Вопр. истории. - 1998. - N 4. - С.109-121; Алексеева Л. История правозащитного движения: Учеб. пособие. - М.: Моск. школа прав человека, 1996. - 126 с.; Шубин А.В. Истоки перестройки, 1978 - 1984. - М., 1997. - Т. 1. - 191 с.; Т. 2. - 192-367 c. [12] См. напр.: Эггелинг Вольфрам. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953-1970 гг./ Пред. К.Аймермахера.- М.: АИРО-XX, 1999.- 312 с.; Кречмар Дирк. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг./ Пред. К.Аймермахера; Пер. с нем. М.Г.Ратгауза.- М.: АИРО-XX, 1997.- 316 с. [13] Давыдов С.А. инакомыслие в СССР в 50-е- первой половине 60 гг,: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М, 1996; Королева Л. А.Дисидентское движение в СССР в 60-70-е годы: Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук., М., 1996. [14] Документы Московской Хельсинкской группы. 1976-1982/ Вступ. ст. Л. Алексеевой. –М,: Зацепа, 2001. -640 с.; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период/ Алексеева Л.М.; Моск. группа содействия выполнению Хельсинских соглашений (МХГ).- М.: РИЦ «Зацепа», 2001.- 382 с.; К истории Московской Хельсинской группы: Воспоминания, документы ЦК КПСС, КГБ и другие материалы/ Сост. Г.В.Кузовкин и др.- М.: Зацепа, 2001.- 158 с. [15] «Сумма» - за свободную мысль.- СПб.: Изд-во журн. «Звезда», 2002.- 720 с.; Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е: Литературная энциклопедия/ Под общ. Ред. Д.Я.Северюхина; Авт.-сост.: В.Э.Долинин, Б.И.Иванов, Б.В.Останин, Д.Я.Северюхин.- М.: Новое литературное обозрение, 2003.- 622 с. [18] Митрохин Николай. Русская партия: Движение русских националистов в СССР 1953-1985.- М.: Новое литературное обозрение, 2003.- 618 с. [19] Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР/ Сост. В.А. Козлов, О.В. Эдельман, Э.Ю. Завадская; Под ред. В.А.Козлова, С.В.Мироненко.- М.: Материк, 2005.- 430 с. [20] Антология самиздата: Неподцензурная литература в СССР 1950-е–1980-е / Под общ. ред. В.В.Игрунова; Сост. М.Ш.Барбакадзе.- М.: Международный ин-т гуманитарно-политических исследований, 2005.- ТТ. 1-3. [21] Орлов Ю.Ф. Опасные мысли: Мемуары из русской жизни. –М.: МХГ, 2006. -314 с.;Алексеева Л. , Голдберг П. Поколение оттепели / Пер с англ. З.Е. Самойловой. – М.: Захаров, 2006. – 432 с.; Голдберг П.Заключительный акт. – М.: МХГ. -214 с. [22] 5 декабря 1965 года в воспоминаниях участников событий, материалах самиздата, публикациях зарубежной прессы и в документах партийных и комсомольских организаций и записках Комитета государственной безопасности в ЦК КПСС/ Сост. Д.И.Зубарев и др.- М.: О-во «Мемориал», Из-во «Звенья», 2005.- 175 с. [23] См.: Блюм А. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов. 1917-1991: Индекс советской цензуры с комментариями/ Блюм А.В.; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств.- СПб., 2003.- 403 с. Блюм А.В. Закат Главлита: Как разрушалась система советской цензуры: Документальная хроника 1985-1991 гг.// Книга: Исследования и материалы.- Сб. 71.- М.: ТЕРРА, 1995.- С.168-187; Блюм А. Рукописи не горят?..К 80-летию основания Главлита СССР и 10-летию его кончины// Звезда (СПб.).- 2002.- №6.- С.201-211; Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953.- СПб.: Академический проект, 2000.- 312 с.; Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991.- М.: РОССПЭН, 2002.- 398 с.; Лютова К.В. Спецхран Библиотеки Академии наук: Из истории секретных фондов.- СПб., 1999.- 205 с. . |
НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ | ||
служебный вход | карта сайта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(C) Государственная Публичная Историческая библиотека. webmaster@shpl.ru Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России. Программирование и дизайн: АО КОДИС |