Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Историческая справка

Феофан (в миру Елеазар Прокопович) (8.VI.1681 – 8.IX.1736) – выдающийся русский церковный и политический деятель, писатель, историк. Cын киевского мелкого торговца, он рано лишился родителей и был отдан в монастырскую школу, затем учился в Киево-Могилянской академии, где получил обычное схоластическое образование. Совершенствоваться в науках Феофан Прокопович продолжил «в чужих краях», в Польше и Италии, побывал в университетских городах Швейцарии и Германии. Попав в самый центр католического мира, он вынес оттуда идеи Возрождения и Реформации, его воззрения были близки к рационалистическим высказываниям Г. Галилея, Ф. Бэкона, Б. Спинозы.

 

Около 1704 г. Феофан вернулся в Киев, постригся в монахи и стал преподавать в Киево-Могилянской академии, а с 1711 г. был назначен ее ректором. Блестящий оратор и публицист, Феофан Прокопович принадлежал к числу самых образованных людей своего времени. В Академии преподавал поэтику, риторику, философию, математику, теологию.

 

С 1709 г. начинается сближение Феофана с царем Петром I. Произнеся в присутствии государя похвальное слово в честь Полтавской виктории, Прокопович обнаружил не только горячую приверженность делам Петра, но и рационалистический склад ума, широкую эрудицию. Это и решило судьбу Феофана. В 1716 г. Петр призвал Феофана в Петербург, и тот стал ближайшим помощником царя в проведении церковной реформы, пропагандистом петровских преобразований. «В Феофане, – по мнению Г.В. Флоровского, – Петр нашел понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать».

 

В 1718 г. Феофан становится епископом псковским, с 1724 г. – архиепископом новгородским. Давно задуманная Петром I идея реформы церкви получает благодаря Феофану практическое воплощение. Составленный им в 1720 г. «Духовный регламент» был положен в основу нового церковного устройства: патриаршество упразднялось, главой православной церкви становился царь, а для управления церковью учреждалась Духовная коллегия – Святейший Синод. В 1721 г. президентом коллегии был назначен митрополит рязанский и муромский Стефан (Яворский), а вице-президентами – архиепископ новгородский Феодосий и епископ псковский Феофан (Прокопович).

 

Основной чертой интеллектуального облика Прокоповича была неутолимая тяга к знанию. Страсть к учению не покидала его всю жизнь. Он собрал огромную для того времени библиотеку по различным отраслям знания. Уникальное собрание в 3 тысячи томов после смерти Феофана хранилось в Новгородской духовной семинарии, и уже в советское время было передано в Ленинградскую Публичную библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Феофан (Прокопович) принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял «петровскую ученую дружину», в которую в разное время входили Яков Брюс, Василий Татищев, Антиох Кантемир, Артемий Волынский. Феофан также принял деятельное участие в становлении великого русского ученого М.В. Ломоносова.

 

Феофан (Прокопович) будучи яркой и талантливой личностью много писал по вопросам богословия, философии, истории (гражданской и церковной), права (государственного и церковно-канонического). Собственно литературой он занимался урывками, в часы досуга. И тем не менее, оставленное им сравнительно небольшое литературное наследие – значительный и важный этап в истории развития русской литературы. Его трагикомедия «Владимир» - бесспорно лучшая из дошедших до нас «школьных» драм. Большинство наиболее значимых работ Феофана были опубликованы в единственном на сегодняшний день сборнике сочинений Феофана (Прокоповича) (М. ; Л., 1961). Эта книга, а также редкое издание XVIII в. «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии...» (СПб., 1773), также принадлежащее перу Феофана (Прокоповича), представлены на выставке.

 

Специальный раздел экспозиции представляет исследовательские работы, посвященные Феофану (Прокоповичу). Среди авторов такие известные дореволюционные исследователи как И. Чистович, Ю. Самарин, П. Морозов, П. Верховский; из современных авторов – В. Смирнов, О. Буранок и др. Однако, до сих пор не создано научной биографии Феофана (Прокоповича), эта масштабная историческая фигура еще ждет своего исследователя.

 

Смерть Петра Великого обозначила резкий рубеж как в жизни, так и в творчестве Феофана (Прокоповича). Вдохновенный оратор, блестяще владеющий словом, 10 марта 1725 г. на похоронах императора Петра I Феофан произнес: «Что се есть? До чего мы дожили россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!» Лаконичными фразами Феофан подвел итог правления Петра.

 

Феофану не было и пятидесяти лет, когда в его творчестве обозначились признаки упадка. В царствование Петра II, Анны Иоанновны ему постоянно приходилось отстаивать свое место в церковной иерархии и у подножия трона. Феофан то прибегал к сочинительству льстивых од, то открыто выступал против церковных иерархов, мечтавших о восстановлении патриаршества. С его именем связывались самые утеснительные меры, по его наветам сыпались кары на невинные головы. В 1730-х гг. по политическим доносам, к которым был причастен и Феофан, осуждены и лишены сана, разосланы по отдаленным монастырям воронежский архиепископ Лев (Юрлов), киевский архиепископ Варлаам, тверской архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и др.

 

8 сентября 1736 г. жизнь Феофана (Прокоповича) подошла к концу. Он скончался на 55 году жизни и был погребен в южной части Софийского собора Антониева монастыря в Новгороде.

 

Выставка работала с 23 июня по 17 июля 2006 г.

 


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС