Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Ответы Константина Леонтьева

Вопросы и ответы

Зам. генерального директора РОМС) на вопросы участников семинара по проблемам электронной доставки документов, прошедшего в Государственной публичной исторической библиотеке России 27 ноября 2001 года.

1.Современное состояние российского законодательства в области авторских и смежных прав

Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 году, является достаточно прогрессивным по современным меркам актом, основанным на зарубежном и международном опыте. Он позволяет защищать права фактически при всех существующих сегодня способах использования произведений, в том числе при их использовании в Интернете, и в то же время создает предпосылки для развития удобных для пользователя вариантов соблюдения этих прав.

В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются поправки к Закону, подготовленные с участием Роспатента, Минкульта России, других государственных органов, Комитета по культуре Государственной Думы, авторско-правовых организаций. После их принятия, которое ожидается в следующем году, наше законодательство станет еще более соответствовать последним мировым тенденциям, наиболее приспособленным для реализации интересов и авторов, и пользователей, и всех российских граждан.

2. Нормативная база службы ЭДД. Какие документы необходимо иметь библиотеке для осуществления законной деятельности по электронной доставке документов?

Законодательство Российской Федерации, как и законодательство об авторском праве в любом современном государстве, предусматривает, что для любого легального использования произведения должно быть получено разрешение (за исключением небольшого числа прямо установленных законом случаев).

Однако законом для пользователей предоставлена возможность выбора: получить такое разрешение от каждого правообладателя (автора, издательства и т.д.) либо от специализированной организации, представляющей интересы всех авторов и иных правообладателей, как российских, так и зарубежных. Второй вариант применяется в тех случаях, когда заключение договора с каждым автором невозможно, затруднительно, нецелесообразно (в том числе с экономической точки зрения).

Такая система носит название "системы коллективного управления авторскими и смежными правами" и урегулирована разделом IV Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". В 2000 году была создана специализированная общероссийская организация, занимающаяся коллективным управлением при использовании охраняемых авторским правом объектов в Интернете - Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

На основании заключенных договоров с Российским авторским обществом (РАО), непосредственно с правообладателями и на основании пункта 3 статьи 45 указанного Закона РОМС заключает с пользователями лицензионные соглашения, позволяющие использовать любые входящие в сферу коллективного управления произведения, кроме исключенных из репертуара РОМС (в настоящее время такие исключения отсутствуют), то есть так называемые "бланкетные лицензии": сначала используешь, потом платишь по фиксированным небольшим ставкам (10 процентов от дохода, получаемого от заказчиков).

Под термином "пользователи" в авторском праве понимаются лица, которые используют произведение любым из способов, установленных статьей 16 указанного Закона. В Интернете пользователями (в авторско-правовом смысле) являются "владельцы сайтов", службы ЭДД, "вещатели" и т.д.

Есть определенные ограничения на "формат" используемых произведений, сделанные РОМС для того, чтобы ни при каких условиях не подорвать рынок "оффлайновым" издательствам, однако для подавляющего большинства случаев лицензии РОМС позволяют удовлетворять самый широкий спрос публики.

Таким образом, любой библиотеке либо службе ЭДД библиотеки (если она выделена в самостоятельную организацию) для абсолютно легального использования почти любых произведений достаточно:
1) заключить лицензионное соглашение с РОМС;
2) ежеквартально перечислять вознаграждение для правообладателей;
3) предоставлять РОМС сведения, какие именно произведения были использованы (эти данные необходимы для правильного распределения собранных средств между всеми авторами).

3. Взаимоотношения с зарубежными авторами (в соответствии с чьим законодательством поступать в случае возникновения проблем и т.п.)?

На основании лицензионного соглашения с РОМС можно использовать предусмотренными в нем способами произведения любых российских и зарубежных авторов, никаких исключений в связи с "национальностью" автора не предусматривается.

Полномочия РОМС в отношении иностранного репертуара основаны как непосредственно на положениях нашего законодательства, так и на Генеральном соглашении с Российским авторским обществом (РАО), которому аналогичные общества из зарубежных стран передали право на использование всего своего репертуара через систему CISAC (Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов, объединяющую почти полторы сотни стран мира и обеспечивающую обмен репертуарами при коллективном управлении авторскими правами).

Таким образом, при наличии и соблюдении лицензионного соглашения с РОМС деятельность библиотеки будет правомерной как с точки зрения российского законодательства, так и в отношении соблюдения прав авторов в соответствии с правовыми положениями иных стран.

Кроме того, любые действия, совершаемые на российской территории, подпадают под российскую юрисдикцию. Российское физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, должно соблюдать российское законодательство. Вопрос об установлении общемировой "интернетовской" юрисдикции не обсуждается пока на серьезном уровне даже гипотетически.

4. Система перевода отчислений по авторскому праву в России и странах СНГ.

Система перевода собранного РОМС вознаграждения достаточно проста. В Российской Федерации все собранное вознаграждение для отечественных правообладателей перечисляется через систему распределения Российского авторского общества (РАО), основы которой были заложены еще в советское время ВААП (именно через нее в настоящее время перечисляются средства за перепечатки российских статей в иностранных изданиях).

Вознаграждение для правообладателей из иных стран перечисляется соответствующим авторско-правовым обществам в эти страны ("навстречу" идет вознаграждение, собранное в этих странах для наших авторов), после чего распределяется в каждой стране непосредственно каждому из правообладателей. Никаких отличий в этом отношении между странами СНГ, Западной Европы или американского континента не существует.

5. Ограничения на копирование издания в полном объеме?

Ограничения установлены РОМС в целях устранения возможностей конфликтов с интересами издательств и, как следствие этого, каких-либо исключений из репертуара РОМС.

Немного о структуре лицензий, выдаваемых РОМС. Все они включают типовое лицензионное соглашение, одинаковое для всех случаев (видов) использования произведений и приложений к нему, соответствующему виду осуществляемой пользователем деятельности. Для служб ЭДД существует специальное приложение (http://www.roms.ru/users/ind4.html , Вариант Д).

В нем указаны ограничения, вернее, перечислены случаи, когда произведения могут использоваться на основании лицензионного соглашения с РОМС при ЭДД, а именно использоваться могут:

1) любые "малоформатные" произведения и отрывки (статьи, фотографии, рисунки, отрывки из любых других произведений и т.д.);

2) любые произведения так называемых "больших прав" (например, любые книги), если их получение для потребителя затруднительно (например, они давно не переиздавались либо пользователь удален от "культурных центров".

Таким образом, на самом деле ограничение только одно - нельзя использовать произведения, которые активно тиражируются издательствами и продаются в больших количествах. Сделано такое ограничение с учетом опасений издательств в возможном подрыве их рынка. Как показала практика, работе служб ЭДД такие ограничения нисколько не мешают, так как вряд ли кому-то придет в голову просить отсканировать и выслать ему новый роман Стивена Кинга (тем более, что его не так уж трудно найти самому в "пиратской" части Интернета).

6. Правомерно ли размещение на сайте библиотеки электронных версий изданий?

Вопросы размещения произведений на сайтах регулируются отдельным приложением к лицензионному соглашению РОМС (то есть по сути отдельным лицензионным соглашением). Установлены определенные ограничения, но размещение статей под это приложение подпадает.

7. Правомерно ли размещение на сайте библиотеки оглавлений журналов?

Если такое оглавление имеет "творческий" характер (а почти наверняка любой журнал будет на этом настаивать), то для его размещения необходимо либо разрешение самого журнала, либо лицензия РОМС.

Если журнал сочтет недопустимым такое использование, он сначала исключит конкретный объект авторских прав из репертуара РОМС, после чего лицензиатам РОМС придется такой объект "снять". Но в настоящее время таких исключений нет, и мы очень надеемся, что при "разумно-сдержанном подходе" они не появятся и в будущем.

8. Имеем ли право создавать архив копий электронных документов, полученных по электронной почте?

Законодательство об авторском праве накладывает обычные ограничения на такое "архивирование". Дело в том, что обычные исключения, устанавливаемые статьей 20 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в данном случае неприменимы, так как все положения о "репрографическом воспроизведении" ("репродуцировании", или, используя бытовое название - "ксерокопировании") к случаям воспроизведения произведений в электронной форме совершенно неприменимы (см. определение понятия "репродуцирование" в статье 4 указанного Закона). В результате любая "запись произведения" в машиночитаемом виде подпадает под обычные правила, установленные для "воспроизведения" (тиражирования, создания экземпляров произведений), и для ее правомерности должны быть получены соответствующие разрешения.

Лицензия РОМС позволяет сохранять копии только в так называемых "официальных архивах", не предназначенных непосредственно для коммерческого использования.

Мы надеемся, что с принятием дополнений к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" данный вопрос будет решен с учетом интересов как пользователей, так и публики.

9. Проблемы соблюдения авторских прав при корпоративной работе?

Соглашение с РОМС должно иметь каждое юридическое или физическое лицо, осуществляющее действие по электронной доставке документов потребителям. В случае, если такие действия осуществляются несколькими библиотеками совместно (например, одна принимает и формирует заказ, а другая его выполняет) для избежания "двойного обложения" авторским вознаграждением подписывается специальный протокол к лицензионному соглашению с РОМС, на основании которого оплата производится только одним из участников этой "цепочки".

Кроме того, при корпоративной работе (и вообще в области ЭДД) очень важным является корпоративное решение вопросов об уровне цен, о взаиморасчетах и т.д. РОМС в эти вопросы не вмешивается, но всегда готов оказать посильную консультационную и информационную помощь.

10. Если в библиотеке электронная доставка не прибыльная деятельность, нарушается ли закон об авторских и смежных правах? Есть ли исключения?

Законодательство не предусматривает никаких исключений в отношении "некоммерческого" использования. Это совершенно обычный общемировой подход, в противном случае появлялась бы неограниченная возможность для ухода от любых платежей за использование авторских прав.

Однако ставки вознаграждения за некоммерческое, "бездоходное" использование, установленные РОМС, фиксированные и очень небольшие. Хотя должен честно признаться, такое "безвозмездное" использование вполне понятно в отношении сравнительно "легких" способов использования произведений (размещение на сайте, "потоковое аудиовещание" в Интернете и т.д.), но труднопредставимо в отношении ЭДД, при которой требуется квалифицированный поиск, отбор, сканирование (или поиск в архиве) и т.д.

В настоящее время за рубежом это одна из выгоднейших сфер Интернет-бизнеса. Насколько мне известно, в США Библиотека Конгресса зарабатывает на этом миллионы долларов в год, а, как ни странно, библиотеки Великобритании получают еще большие доходы, кажущиеся по нашим меркам просто астрономическими.

Кстати, и при "обычных" видах использования в некоторых зарубежных странах библиотеки оказываются сегодня очень доходными организациями - "культурными центрами" (например, в скандинавских странах, насколько мне известно, библиотеки выплачивают авторам через местные авторско-правовые общества почти столько же средств, сколько телевидение и радио вместе взятые).

Правда, во многом это определяется поддержкой государства и возможностями осуществления дополнительной деятельности (в том числе налоговым стимулированием такой деятельности библиотек - издательской, концертной, театральной, "прокатной" и даже "ресторанной"), сотрудничеством со школами, избирательными комитетами, партиями, депутатами, модой на вложение спонсорских средств и т.д.

Хотелось бы пожелать и нашим библиотекам достичь таких же успехов как можно раньше и как можно легче (хотя последнее вряд ли реально в нашем суровом мире), а РОМС постарается изо всех сил помогать на этом благородном пути.

С уважением,
Заместитель Генерального директора РОМС
Константин Леонтьев

Будем рады ответить на дополнительные вопросы: consultant@copyright.ru


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС