Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




"ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ": коллекция цифровых образовательных ресурсов

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ -

В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Единая Коллекция постоянно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами.

На сайте размещена коллекция «Из фондов Государственной публичной библиотеки».

"ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ": коллекция цифровых образовательных ресурсов

КОЛЛЕКЦИЯ 

Карточка ресурса:

"В последнее время возник повышенный интерес к дореволюционной учебной литературе, сохранившейся только в фондах крупнейших библиотек России. Большинство документов, составляющих коллекцию, были рекомендованы для преподавания истории Министерством народного просвещения России, и в настоящее время пользуются повышенным спросом учителей истории. Коллекция включает отрывки из текстов исторических источников, полнотекстовые версии и выборочные главы из учебников и учебных пособий для средних общеобразовательных заведений, отрывки из художественной литературы и иллюстративный материал. Материал предназначен для использования на уроках истории, литературы, МХК. Ресурсы коллекции могут быть использованы на уроках, при изучении элективных курсов обществоведческого цикла, в проектной деятельности учащихся, для написания творческих работ, а также для самообразования учащихся во внеурочное время. Тематическая подборка ресурсов поможет учителю разнообразить учебный процесс, ввести в ход урока интересный дополнительный материал, как текстовой, так и иллюстративный, что будет способствовать повышению мотивации учеников при изучении истории".

Удобный поиск по классу, предмету и тематическому рубрикатору.

Из экспертной оценки:

Предназначенная для размещения в Единой коллекции ЦОР Коллекция из фондов ГПИБ составлена из фрагментов и полных изданий исторических источников, учебной, научно-популярной и художественной литературы и иллюстративных материалов, созданных преимущественно в XIX начале XX вв. Обращение именно к классическим изданиям дореволюционной эпохи, предназначенным для юношеской гимназической и студенческой аудитории, очевидно, являлось стержневой, концептуальной идеей, отразившейся в подборе текстов и иллюстраций. Поэтому рассматривать особенности Коллекции и ее место в образовательном интернет-пространстве ЕК ЦОР следует в рамках, которые определили для себя ее составители.

Очевидным достоинством Коллекции ГПИБ является введение в массовую учебно-методическую практику редких, малоизвестных изданий XIX века, в печатном виде доступных только пользователям нескольких крупнейших библиотек России. Даже предпринимавшиеся в последние десятилетия попытки переиздания некоторых из помещенных книг (в частности, учебников Виппера) не изменили ситуацию с их доступностью, поскольку выходили небольшими тиражами. В случаях размещения отрывков из более известных произведений например, романа «Камо грядеши» или повести «Приключения доисторического мальчика» - ценность ресурса состоит в целенаправленном выборе отрывка, предназначенного для использования в учебных целях, что освобождает учителя и ученика от лишней, затратной работы, обычно затрудняющей использование художественной литературы в школьном преподавании истории.

Научно-популярные, учебные исторические тексты столетней давности создавались в традиции «исторического повествования» и при ином уровне науки, особенно истории Древнего Востока и эпохи первобытности. С этой точки зрения используемые в Коллекции ресурсы сами могут служить - прежде всего для учащихся профильных гуманитарных классов и студентов-историков - источником по историческим представлениям, особенностям аргументации, документирования гипотез и пр. в век рождения исторической науки в России. Трактовки, авторские оценки исторических персонажей — например, в биографии Богдана Хмельницкого -- дают много ценных сведений об идеологических установках Российской империи, общественных настроениях.

Эти же тексты возвращают школьной исторической литературе прекрасный язык XIX века, сложно устроенные позабытые стилистические конструкции, иное речевое построение текстов, заметно отличающееся от клише современных учебников, энциклопедической и научной литературы; все это, несомненно, благотворно скажется на обогащении языка, лингвистических и литературных представлений современных школьников.

Авторам-составителям Коллекции ГПИБ удалось сделать достаточно уравновешенную, равномерно распределенную по жанрам и историческим периодам подборку текстов и иллюстраций. Наименьшую наполненность имеют разделы первобытной истории и новейшей истории Европы и России (XX век), что вполне соответствует концептуальному замыслу и хронологическим рамкам Коллекции: все главные открытия в истории первобытности были сделаны не позже середины XX века, а разделы истории XX наполняют преимущественно фотографии, рисунки и отдельные биографические сведения, поскольку для создания исторической литературы об этом времени, тем более учебного характера, еще нет хронологической дистанции.

Особенной похвалы заслуживает довольно значительное место, отведенное истории повседневности, быта: прежде всего этим отличается раздел средневековой истории (жизнь монастыря, замка, деревни, города). Найдут своего читателя занимательные, глубоко и эмоционально написанные биографические статьи о Дизраэли, Лойоле, Фигнер персонажах, конспективно и несколько односторонне изучаемых в нынешней школе.

Большим подспорьем учителю станут иллюстрации, составляющие не менее трети Коллекции, - наиболее интересны здесь карикатуры 1812 года и жанровые фотографии рубежа XIX-XX вв. Правда, из замысла составителей несколько выбиваются агитационные материалы президентских кампаний 1991-2000 гг., что, конечно, не умаляет ценность ресурса как такового.

В основном ресурсы, составившие Коллекцию, имеют широкий диапазон применения как возрастной, так и предметный, поскольку являются прежде всего источником готовой исторической информации, и в этом качестве могут быть востребованы как учителем при подготовке уроков, элективных курсов, так и учащимися разных классов в проектной, кружковой, иной учебной деятельности. Меньшая часть ресурсов предназначена для именно для старшеклассников - это аналитические статьи, изобразительные источники и документы. К сожалению, способ преподнесения источника несет на себе особенности «вольного» отношения к документу науки XIX века — отсутствие комментирования, смешение текста ученого и собственно документа, произвольная выборочность; все эти недостатки, в частности, есть и ресурсе «Из законов Хаммурапи», что заметно снижает его ценность. Впрочем, другие документальные ресурсы Коллекции - например, «Великую хартию вольностей» или «Судебник 1497 года» можно отнести к удачам составителей. Столь же ценны немногочисленные обзорные статьи - «История русского дворянства», «Положение 19 февраля», «Управление Москвой в XVI-XVII вв.» и некоторые другие, которые непременно будут востребованы и учителями, и старшеклассниками профильных классов.

Наконец, полнотекстовые учебники Виппера знамениты своей обстоятельностью, емким выразительным слогом и несколько непривычной для современного преподавания логикой построения курсов (например, рассмотрением в одной главе эпохи эллинизма, Индии и Римской республики), что освежает взгляд учителя и ученика (прежде всего опять-таки старшеклассника - видимо, эти учебники будут более востребованы во втором концентре, при проблемном изучении истории мировых цивилизаций), дает материал для установления новых связей, линий сопоставления и взаимовлияния.

Структура размещения ресурсов Коллекции в ЕК ЦОР в отдельных случаях нуждается в корректировке. Так, содержание ряда ресурсов вызывает необходимость продублировать их в других разделах: документ 16 «Народные восстания и крестьянские войны XVII-XVIII вв.» раздела «История России. XVIII в." - в разделе «История России. С древнейших времен до конца XVII в.»; документ 20 «Русская княжна - королева Франции» раздела «Всемирная история. Средние века» - в разделе «История России. С древнейших времен до конца XVII в.».

В качестве пожелания и запроса, выходящего за рамки данной рецензии, хотелось бы рекомендовать П1ИБ в продолжение этого удачного проекта составить Коллекцию из востребованной учителями-практиками исторической научно-популярной литературы XX века прежде всего советского времени и отчасти современной России. Многие из таких изданий (в частности, работа К.Колобовой «Как жили древние греки» или Б.Бродского «По следам литературных героев») столь же малодоступны и не менее востребованы педагогами, чем учебники Виппера. К определению гипотетического круга объектов такой коллекции целесообразно было бы привлечь посетителей Учительского зала ГПИБ, педагогической общественности.

Уколова И.Е. -  старший преподаватель кафедры методики преподавания истории исторического факультета МГПУ, учитель истории ГОУ «Гимназия 1567» г. Москва

 


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС