Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




ЖЕРЕБКИНА И. А. Субъективность и гендер

ЖЕРЕБКИНА, Ирина Анатольевна
      Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философской антропологии

 

Аннотация:
Гендерная теория субъекта, выделяющая новую философскую конструкцию субъективности — гендерно-маркированную субъективность (по признаку гендера как социального пола), возникает в западной философии и философской антропологии в конце 80-х — начале 90-х годов XX века (Т. де Лауретис, Дж. Батлер, Э. Гросс, И. К. Сэджвик, Дж. Скотт). Это новая наравне с постколониальной и по сравнению с постмодернистской теория субъекта в современной философии и философской антропологии, соответствующая новой междисциплинарной области философской антропологии — гендерным исследованиям. Гендерная теория субъекта обеспечивает критику патриархатной традиции в философии, концептуальной основой которой является логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, а женское — объектом, а бесполый по видимости приоритет разума-логоса на самом деле неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.
Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов гуманитарных факультетов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой.

 

Оглавление

Предисловие. Что оставлено феминизму и гендерной теории (в современной философии)
Раздел 1. Постмодернистские теории субъекта: Гендер в структуре субъективности
1.1. Гендер в структуре постмодернистского субъекта (на примере постмодернистских концепций власти, тела и желания)
1.1.1. Постмодернистская концепция тела: значение для гендерной теории субъекта
1.1.2. Постмодернистская концепция власти: значение для гендерной теории субъекта
1.1.3. История женского как «история сексуальности»
1.1.4. Постмодернистская концепция желания: значение
для гендерной теории субъекта
1.2. Гендер в структуре постмодернистского субъекта (на примере концепций семиологии и деконструкции)
1.2.1. Методологическое значение постмодернистской концепции «смерти автора» для выделения гендерных параметров в структуре субъективности
1.2.2. Методологическое значение постмодернистской концепции «текста» для выделения гендерных параметров в структуре субъективности
1.2.3. Понятие «письма» как «текстовой структуры фемининности» в теории деконструкции
1.3. Выводы к первому разделу: значение постмодернистских теорий субъективности для
гендерной теории субъекта
Раздел 2. Психоаналитические теории субъекта: гендер
в структуре субъективности
2.1. Гендер в структуре психоаналитического субъекта (на примере классического психоанализа)
2.1.1. Психоанализ как теоретический источник для гендерной теории субъекта
2.1.2. Фрейдовская теория гендера: понятие «гендерно-маркированной» субъективности в классическом психоанализе
2.1.3. Понятие «женской субъективности» в классическом психоанализе («случай Доры»)
2.1.4. Парадоксы женского нарциссизма и их влияние на структуру женской субъективности в
классическом психоанализе
2.1.5. Роль Другого в структуре женской субъективности
2.1.6. Феминистская критика Фрейда
2.1.7. Современные интерпретации «случая Доры»: значение для феминистских концепций
субъективности
2.2. Гендер в структуре психоаналитического субъекта (на примере неклассического психоанализа)
2.2.1. Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
2.2.2. Женская субъективность в психоанализе Ж. Лакана
2.2.3. Другой в структуре женской субъективности в неклассическом психоанализе
2.2.4. Желание в структуре гендерной идентичности: маскарад идентификаций
2.3. Выводы ко второму разделу: значение психоаналитических концепций женской субъективности для гендерной теории субъекта
Раздел 3. Философия феминизма: теории женской субъективности  
3.1. Истоки философии феминизма: женское как «Другое» и понятие женской субъективности в философии (на примере концепции «второго пола» С. де Бовуар)
3.1.1. Экзистенциалистская концепция субъективности: диалектика «я» и «Другого» и ее влияние на концепцию «второго пола»
3.1.2. Концепция женского как «Другого» С. де Бовуар и понятие «женской субъективности» в философии
3.1.3. Логические возможности и противоречия концепции женского как «другого» и их влияние на дальнейшее развитие теории субъективности в философии феминизма и гендерной теории
3.2. Концепция женского как «материнского» в философии Ю. Кристевой
3.2.1. Философская концепция
3.2.2. Концепция фемининного и феминизм
3.2.3. Философская концепция субъективности
3.2.4. Теория «поэтического языка»: материнский язык
3.2.5. Понятие «материнского»
3.2.6. Топология фемининного в «поэтическом языке»
3.3. Концепция «генеалогии женщин» в философии Л. Иригарэ
3.3.1. Л. Иригарэ и Ю. Кристева: схожесть и отличие теоретических позиций
3.3.2. Женщина как «другое» в философии Л. Иригарэ
3.3.3. Морфология и анатомия: понятие «генеалогии женщин»
3.3.4. «Генеалогия женщин» и материнско-дочерние отношения
3.3.5. Мимезис и истерия: их значение для «генеалогии женщин»
3.3.6. Концепция «женского языка»
3.4. Женская «номадическая субъективность» в философии Р. Брайдотти
3.4.1. Топология номадической субъективности
3.4.2. Номадическая субъективность и сексуальное различие
3.4.3. «Становление-женщиной»: «каждая женщина есть женщина всех женщин»
3.4.4. Сексуальное различие как номадический политический проект
3.4.5. Women’s studies и политики различия
3.5. Выводы к третьему разделу: значение феминистских теорий субъективности для гендерной теории субъекта
Раздел 4. Основные концепции женской субъективности в феминистском психоанализе
4.1. Общая характеристика феминистского психоанализа
4.1.2. Критика классического психоанализа
4.1.3. Концепция женской сексуальности в феминистском психоанализе
4.1.4. Концепция «воспроизводства материнства» в феминистском психоанализе
4.1.5. Философский феминистский психоанализ
4.1.6. Деконструктивистский феминистский психоанализ
4.1.7. Проблема интерсубъективности в феминистском психоанализе
4.1.8. Критика фаллогоцентризма в феминистском психоанализе
4.1.9. Феминистская концепция телесности в психоанализе
4.1.10. Феминистская психоаналитическая концепция визуального
4.2. Выводы к четвертому разделу: значение теорий женской субъективности в феминистском психоанализе для гендерной теории субъекта
Раздел 5. Феминистская литературная критика как модель теории женской субъективности
5.1. Общая характеристика феминистской литературной критики
5.2. Понятие женской литературы
5.2.1. Теоретические подходы
5.2.2. Женско-центрированная литература: «время невинности»
5.2.3. «Женский опыт» и «женская литература» против доминантных/«маскулинистских» схем интерпретации
5.2.4. Проблемы и поиски новых теоретических оснований
5.3. Понятие женского чтения
5.4. Понятие женского письма
5.5. Женская автобиография
5.6. Переход к гендерной субъективности в феминистской литературной критике
Раздел 6. Гендерная теория субъекта
6.1. Феминизм и гендерная теория: сходства и различия в понимании теории субъекта
6.1.2. Категория «субъективности» в гендерной теории субъекта
6.1.3. Критика понятия «женского опыта»
6.1.4. Проблематизация классических феминистских «политик равенства»
6.1.5. Критика классических феминистских концепций пола
6.2. Новые теории субъекта в современной гендерной теории
6.2.1. Концепция «перформативной гендерной субъективности»
6.2.2. Перформативность как «цитатность»: по ту сторону пола и гендера?
6.2.3. Теории субъекта в классическом и постмодернистском постколониальном феминизме
6.3. Квир-теория как новое направление в гендерной теории субъекта
6.3.1. Квир-субъективность как новая конструкция гендерной субъективности
6.3.2. Переосмысление дихотомий доминантное/маргинальное и приватное/публичное в современной квир-теории
6.3.3. Критерий «действия» в концепции квир-субъективности
6.3.4. Значение новых теорий субъективности для гендерной теории субъекта
Раздел 7. Возможности и препятствия «политик сопротивления» (гендерного) субъекта в современной культуре
7.1. Гендерные исследования как новое направление в философской антропологии
7.2. Критерии социального изменения в современных философских теориях субъекта: теоретические вызовы и/или этические опасности?
7.3. Возможности и препятствия «политик сопротивления»(гендерного) субъекта в современной культуре: новые политические вызовы
Заключение. Значение гендерной теории субъекта для современной философии и философской антропологии: постсоветские перспективы


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС