|
Мифология и повседневность
Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах
Аннотация: Очередной сборник материалов конференции «Мифология и повседневность» посвящен вопросам и перспективам применения гендерного подхода в этнологии, фольклористике, литературоведении, исторической и социальной антропологии. Несмотря на то, что этнографы и фольклористы издавна имеют дело с проблемами половозрастной стратификации традиционных обществ, отечественная гуманитария в этой области до сих пор не имеет прецедента целенаправленных исследований бытовых и институированных форм воспроизводства стереотипов поло-ролевого поведения, символов маскулинности и феминности, нормативных представлений и ролевых ожиданий в сфере «мужской» и «женской» субкультур. С разных точек зрения эта проблематика рассматривается в статьях историков, этнологов, фольклористов, литературоведов и философов из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.
Оглавление
К. А. Богданов, А. А. Панченко. Gender как гендер [вместо предисловия] Т. А. Агапкина, А. Л. Топорков. Ритуальное обнажение в народной культуре славян Е. Б. Смилянская. «Любовь твоя раны мне великие дает...» (Чувства и страсти по следственным материалам XVIII в.) А. А. Селин. Новые материалы о гомосексуализме в Новгороде начала XVII А. А. Панченко. «Он де и многих делал скопцами... для того, чтоб скопить Царствие Божие»: Антисексуальность в русской народной культуре А. А. Чувьюров. Гендерные отношения в религиозно-мистических сообществах (на примере Коми этноконфессионального движения бурсьыласьяс) А. В. Никитина. Традиционные представления о нарушении отношений «мать – дитя» и о нейтрализации их последствий у славян М. В. Вадейша. Деревенский праздник: распределение ролей А. Н. Кушкова. Конструирование гендера в текстах о крестьянских ссорах второй половины XIX в116 К. А Богданов. Гендер в магических практиках: русский случай М. Н. Власова. «Знающие люди» в фольклоре Терского берега Белого моря Т. Б. Щепанская. Гадания: гендерный проект С. Б. Адоньева. Суженый – ряженый – animus – бес С. Ю. Неклюдов. Жена, сданная в аренду Ж. В. Кормина. Алкоголь, армия и нечистая сила М. Л. Лурье. Служба в армии как «воспитание чувств» Е. В. Кулешов. Репрезентация маскулинности в современной подростковой субкультуре (на материале полевых исследований в г. Тихвине) И. В. Утехин. «Яйца, табак, перегар и щетина»: О некоторых средствах конструирования маскулинности И. А. Разумова. Мужские и женские биографии как конструктивный элемент повествовательной истории семьи И. В. Руппиева. «Главное – чтобы тебя любили» (к изучению современных моделей брачного поведения) А С. Архипова. Ролевые структуры детских анекдотов И. С. Веселова. Рассказчики и рассказчицы: Наблюдения над типами речевого поведения М. А Черных. Женские обращения в католичество в начале XIX века в России: социальный выбор и пространство Гендера Д. К. Равинский. «Читающая барышня» как историко-культурный феномен Е. С. Неклюдова. Домашний врач и женские тайны Г. Е. Потапова. Фауст и Гретхен в русской публицистике первой мировой войны (Гендерная оппозиция на службе национального мессианизма) А М. Эткинд. О псевдогностиках: формы интерпретации в постсоветской герменевтике Л. Д. Бугаева. Гендер и инобытие: искусство женщин в эмиграции И. П. Смирнов. Социальная роль моделей социальной роли С. В. Чебанов. Типология мнимостей, относящихся к представлениям о поле С. И. Рыжакова. "Третий пол" (Hijra) в индийской культуре
|
|