Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Государственная публичная историческая библиотека России - библиотекам Московской области

Государственная публичная историческая библиотека России - библиотекам Московской области:электронная доставка документов – что это за услуга и как ею грамотно пользоваться?

(методические рекомендации для городских центральных библиотек)

         Доклад на «круглом столе»,прошедшем в Московской областной государственной научной библиотеке им. Н.К.Крупской в сентябре 2008 г., посвящённом взаимодействию библиотек, обслуживающих удалённых пользователей

 

 

1.О 70-летии ГПИБ России и 10-летии деятельности по ЭДД.

 

Федеральное государственное учреждение культуры «Государственная публичная историческая библиотека России» (ГПИБ России) – крупнейшая научная специализированная в области истории библиотека страны – была основана в 1939 г.

Постановление № 143 Совета народных комиссаров РСФСР  «Об открытии в г. Москве Государственной публичной исторической библиотеки» было принято 28 мая 1938 г. Библиотека была образована путем слияния фондов Библиотеки Государственного исторического музея, Объединенной библиотеки Институтов красной профессуры, библиотек Коммунистического университета трудящихся Востока и Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, располагавших богатейшими собраниями литературы по отечественной и всемирной истории.

            Выбор для размещения библиотеки пал на здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке,  д. 9,где библиотека находится и доныне.

             ГПИБ России является государственным хранилищем литературы по истории, историческим наукам и смежным дисциплинам. Фонд библиотеки – около 4 млн. экз.(на 47 языках народов России и 65 иностранных языках), в том числе книг - около 2,5 млн.

экз.

             В ГПИБ достаточно полно собрана дореволюционная и почти с исчерпывающей полнотой советская литература по истории России  и СССР, всеобщей истории, специальным и вспомогательным историческим дисциплинам и ,несколько выборочно, по другим общественным наукам, сопредельным с историей. Хорошо представлена также литература по истории науки, русской, советской и зарубежной литературе, искусству.

Историческая библиотека одной из первых в России предложила широкой читательской аудитории воспользоваться дистанционным заказом и получением литературы. Для этого на сайте библиотеки (www.shpl.ru)  в сети Интернет была выделена страничка «ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ», где любой посетитель сайта мог ознакомиться с перечнем выписываемых библиотекой журналов и с оглавлениями тех из них, которые посвящены истории, проблемам законодательства и экономики. Позднее к информационным ресурсам ГПИБ в Интернете присоединились: электронный и предметный каталоги, другие поисковые источники.

Специально разработанная программа позволяет прямо с веб-сайта оформить заказ на электронную копию документа.

 

2.Рекламная кампания по привлечению пользователей.

 

Немаловажную роль играет в  привлечении пользователей к этой услуге  развитие рекламной и информационной составляющей деятельности отдела электронной доставки и абонементного обслуживания ГПИБ.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на важность степени доступности брэнда  доставки документов на веб-сайте библиотеки.

Не секрет, что пользователь, открыв первую страницу веб-сайта  библиотеки и, не найдя там искомой информации, зачастую «уходит», тем самым лишая вас потенциального запроса на услугу. Чтобы избежать такой «накладки» на веб - сайте библиотеки на первой (главной) странице должна была выделена рубрика (закладка, подстраница  – термин не важен) «ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ», где любой посетитель вашего веб - сайта мог бы ознакомиться с предлагаемыми  услугами по электронной доставке документов или  по репродуцированию документа.

Содержательное наполнение этой рубрики полностью  зависит от ваших пожеланий и  технических возможностей.

Мы, прежде всего, информируем о поисковых возможностях нашего веб - сайта (электронных каталогах, страницах специализированных отделов и их электронных ресурсах, максимально доступных пользователям) с помощью гиперссылок.

В частности, рассказываем об информационном ресурсе, доступном он-лайн всем посетившим веб - сайт ГПИБ,  -  «Каталоге оглавлений периодических изданий», который полностью находится в ведении нашего отдела.

В настоящий момент в нём расписаны оглавления свыше 8 660 экземпляров журналов  за последние 10 лет из фонда отдела периодики ГПИБ

Хочется подчеркнуть, что в отличие от некоторых известных компаний, которые предлагают аналогичный этому продукт – тексты журналов гуманитарного профиля с поисковой возможностью нужной статьи  на некий оговоренный период времени (за сумму, эквивалентную $ 1000 ) -   мы выкладываем «Каталог оглавлений…» совершенно бесплатно и без ограничения времени пользования.

Что характерно – через некоторое время резко возросло число запросов на те журналы, которые ранее не были востребованы из-за отсутствия информации у пользователя об их наличии в фонде . Можем посоветовать взять « на вооружение»  коллегам эту идею и разместить такую «информационную изюминку», которая будет востребована в вашем регионе и(или) до этого была недоступна в информационном поле веб - сайта библиотеки.

Немаловажную роль играет и информированность наших потенциальных заказчиков о том, как им удобнее оплатить получаемую информацию (естественно, за оптимальную цену).Помимо приведенной гиперссылки на «Прейскурант предоставляемых  ГПИБ услуг» здесь же (на странице «ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ») мы приводим таблицу с примерным перечнем цен. Подсчёт стоимости заказа идет постраничный, независимо от формата копируемого документа, и предлагается в формате TIFF.

Для удобства пользователей нами размещена квитанция сбербанка (как банка, имеющего разветвлённую сеть филиалов по всей стране) с уже заполненными реквизитами (после распечатки которой  можно оплатить заказ); для организаций размещен типовой договор и образец заполнения банковского платёжного документа. А для  внимательных пользователей есть подстраница «Способы оплаты заказа» для физических и юридических лиц из России, из стран СНГ и других стран.

Рекламной деятельностью, которая продвигала бы услуги по ЭДД внутри библиотеки, нам тоже пришлось заниматься. Около 30 % наших читателей составляют иногородние пользователи.

Для них при записи мы предлагаем маленькую визитку, с кратким адресом нашей услуги в Интернете и ценами. Она же находится на кафедрах выдачи и залах каталогов.

 

3.Особенности обслуживания физических и юридических лиц в свете ч.4 ГК РФ.

 

С января 2008 года существенно изменился порядок выполнения заказов на электронную доставку (репродуцирование) документов. Изменения касаются предоставления копий документов, обременённых авторским правом. 

Доставка документов  - репродуцирование (статей из журналов и фрагментов  книг) из фондов и коллекций библиотеки осуществляется в соответствии с  IV частью Гражданского кодекса РФ в объёме, не нарушающем законодательства  о правах на результаты интеллектуальной деятельности и требований по обеспечению сохранности библиотечных фондов.

            Заказы от физических лиц принимаются только для использования ими полученного материала в учебных или научных целях и выполняются в виде ксерокопий (распечатка на бумагу) и электронных копий.

            Заказы от юридических лиц принимаются после заключения договора, который предусматривает обязательство предоставить читателю полученный  электронный файл  для чтения с экрана компьютера в помещении библиотеки, либо распечатать его на бумаге, после чего электронный файл подлежит немедленному уничтожению.              Вышеуказанное обязательство не распространяется на электронные копии, полученные библиотекой для восстановления, замены утраченного или испорченного экземпляра документа, а также на электронные файлы документа, не обременённого авторским правом.

            Постоянное количество действующих договоров подобного типа составляет у нас около 50 в год.

            Вид выполнения заказа определяется библиотекой в каждом конкретном случае, о чём заказчик получает соответствующее уведомление.

 

4.Методические рекомендации «Как организовать услуги по ЭДД для читателей Вашей библиотеки?»

 

Массовые библиотеки могут выступать в подавляющем большинстве случаев лишь только как потребители услуги по ЭДД, т.е. могут получать запрашиваемые копии документов из крупных библиотек для своих читателей.

            Потенциальными заказчиками здесь могут стать местные администрации, краеведы, сотрудники музеев и других научных учреждений, ведущие специалисты различных отраслей хозяйства. Библиотеке нужно лишь ненавязчиво и постоянно предлагать им эту услугу, используя местную печать, радио и телевидение, напирая на то, что только через вашу библиотеку пользователь может получить нужные статьи и фрагменты книг, что только библиотека сможет найти  нужную читателю информацию и оперативно предоставить её.

Хотя возможен и вариант, когда используются и собственные фонды библиотек.        Например, при предоставлении краеведческого материала, рукописных изданий, хранящихся только в фонде конкретной библиотеки, при предоставлении документов органов местной власти, статей из местной периодической печати (которая зачастую храниться только в Центральной библиотеке района или города). Возможно использование фонда редкой книги собственно библиотеки (насколько я знаю, существуют подробнейшие каталоги, отражающие этот фонд в каждой республике или области).

Услуга по ЭДД сможет предоставляться только при наличии соответствующего технического и программного обеспечения: наличие компьютеров с выходом в Интернет, принтера, сканера.

В ГПИБ используются два сканера – планетарный (Минольта) (для сканирования особо ценных и редких коллекционных документов; документов большого формата; документов с бесшвейно-клеевым переплётом и т.п.) и – планшетный (для остальных документов).

В массовых библиотеках, при подготовке к осуществлению такой деятельности, необходимо внести соответствующие поправки в действующий прейскурант или положение о платных услугах и смету доходов и расходов и т.п.

Далее нужно определиться с отделом, который возьмёт на себя функцию по исполнению услуги по ЭДД по запросам читателей. С областными и федеральными библиотеками всё ясно – почти во всех, повсеместно, эти функции лежат на отделах МБА и ЭДД . Хотя есть и исключения. В Мурманске, Тольятти и Сургуте этим, например, занимаются справочно-библиографические отделы, что я и рекомендую сделать также в центральных библиотеках. Эти отделы сталкиваются с читателями при поиске ими необходимой информации, отсутствующей в библиотеке, и они же могут квалифицированно ответить, где её найти  или тут же предложить воспользоваться ЭДД.

Библиотека может предоставлять услугу по поиску документа в сети Интернет, его распечатке на бумагу, по поиску и заказу в крупнейших библиотеках страны. При этом читатель может оплатить заказ как самостоятельно, в соответствии с ценой библиотеки-держателя фондов (а библиотека-заказчик удержит с него цену за оформление заказа и распечатку его на бумагу, либо за запись на электронный носитель), либо осуществить полный расчёт в стенах библиотеки, а библиотека, заключив договор, ведёт расчёты самостоятельно с поставщиком информации..

Сотруднику, осуществляющему приём заказов, необходимо хорошо знать крупнейшие библиотеки и их фонды, в которые можно отправить заказ, чтобы получить его качественное исполнение, быстро и по приемлемой цене. Подспорьем послужит «Справочник центров МБА и ДД РФ» (М.,2004).Сейчас в РГБ выходит его новое издание.


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС