НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ
|
||
Струкова Е.Н. "Эзотерический самиздат в СССР: К постановке проблемы"В советском эзотерическом самиздате можно выделить две характерные группы. Первая группа - это философская и психологическая литература, которая направлена на познание внешнего мира и понимание внутреннего мира индивидуума и его возможностей. Вторая группа литературы включает в себя прикладные пособия для познания мира и человека, то есть: сонники, руководства по гаданию, тесты, гороскопы, а также таинственные и фантастические факты. По типу изданий эзотерический самиздат фактически повторял структуру традиционного правозащитного и литературного самиздата: основной массив литературы приходился на копированные, перепечатанные или переснятые на фотоаппарате тексты издававшихся ранее произведений, на втором месте были самодельные сборники и конспекты лекций, записи или авторские работы, переводы и на третьем, самодельные листовки и буклеты со всевозможными эзотерическими тестами, мини-гороскопами, руководствами. В истории распространения эзотерического самиздата было два активных периода. Первый - начало 60-гг., как и в случае со всей общественной жизнью страны связан с хрущевской оттепелью. Эта оттепель оказала влияние не только на дальнейшие события, но и на мировоззрение советских людей. Оказалось, что советский человек, не только являлся винтиком великой машины, но он - личность, его ценностные ориентиры, его жизнь, стали представлять ценность для всего общества. С другой стороны, диалектический материализм не давал ответы на вопросы интересовавшие советскую интеллигенцию, и в первую очередь, инженерно-технических работников, ранее философскими изысканиями не интересовавшихся. Второй период активности связан с последним этапом существования СССР. В начале 80-х гг. по стране прокатилась волна арестов не только активных диссидентов, но и хранителей и создателей подпольных библиотек, публиковавшихся в самиздате поэтов, распространителей самиздата и т,д. Многие исследователи считают, что в этот период прекращается диссидентская активность. Но именно в это время, когда всякая политическая и любая несанкционированная общественная активность безжалостно пресекается, эзотерические кружки и сообщества приобретают особую популярность. К сожалению, полное собрание советского эзотерического самиздата, как в случае и с политическим, и литературным самиздатом, собрать уже невозможно. Определенную трудность при воссоздании репертуара, создает то, что в частных коллекциях откладываются как правило книги только одного тематического направления. Как и в случае с литературным самиздатом непоправимый урон был нанесен в конце1980-х начале 90-х годов, когда переиздавалась литература, и старые самиздатские экземпляры уничтожались за ненадобностью. Несмотря на вышеизложенное, историю и философию эзотерического самиздата в СССР необходимо изучать. В первую очередь - поскольку это составная часть истории повседневности в СССР, Во вторую очередь, картина советского самиздата будет неполной без громадной составляющей – самиздата эзотерического. И в третьих, как мы поняли, развитие и периоды активного распространения эзотерического самиздата совпадают с определенным состоянием общества, и выявление этих закономерностей является актуальной проблемой. |
НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ | ||
служебный вход | карта сайта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(C) Государственная Публичная Историческая библиотека. webmaster@shpl.ru Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России. Программирование и дизайн: АО КОДИС |