Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Струкова Е.Н. "Эзотерический самиздат в СССР: К постановке проблемы"

 

В советском эзотерическом самиздате можно выделить две характерные группы. Первая группа -  это философская  и психологическая литература, которая  направлена на познание внешнего мира и понимание внутреннего мира индивидуума и его возможностей. Вторая группа литературы включает в себя прикладные пособия для  познания мира и человека, то есть: сонники, руководства по гаданию,  тесты, гороскопы, а также таинственные и  фантастические факты.

По типу изданий эзотерический самиздат фактически повторял структуру традиционного правозащитного и литературного самиздата:  основной массив литературы приходился на  копированные, перепечатанные или переснятые на фотоаппарате тексты издававшихся ранее произведений, на втором месте были самодельные сборники и конспекты лекций, записи или авторские работы, переводы и на третьем,  самодельные листовки и буклеты со всевозможными эзотерическими тестами, мини-гороскопами, руководствами.

В истории  распространения эзотерического самиздата было два активных периода. Первый  - начало 60-гг.,  как и в случае со всей общественной жизнью страны связан с хрущевской оттепелью. Эта оттепель оказала влияние не только на дальнейшие события, но и на мировоззрение советских людей. Оказалось, что советский человек,  не только являлся винтиком великой машины, но он  - личность, его ценностные ориентиры,  его жизнь, стали представлять ценность для всего общества.

С другой стороны, диалектический материализм  не давал ответы на вопросы интересовавшие советскую интеллигенцию, и в первую очередь, инженерно-технических работников, ранее философскими изысканиями не интересовавшихся.

Второй период активности связан с последним этапом существования СССР. В  начале 80-х гг.  по стране прокатилась волна арестов не только активных диссидентов, но и хранителей и создателей подпольных библиотек, публиковавшихся в самиздате поэтов,  распространителей самиздата и т,д. Многие исследователи считают, что в этот период прекращается диссидентская активность. Но именно в это время, когда  всякая политическая и любая несанкционированная общественная активность безжалостно пресекается,   эзотерические кружки и сообщества приобретают  особую популярность.

К сожалению, полное собрание  советского эзотерического самиздата, как в случае и с политическим, и литературным самиздатом, собрать уже невозможно.  Определенную трудность при воссоздании репертуара, создает то, что в частных коллекциях откладываются как правило  книги только одного тематического направления.

Как и в случае с литературным самиздатом непоправимый урон был нанесен в  конце1980-х начале 90-х годов, когда  переиздавалась литература, и старые самиздатские экземпляры уничтожались за ненадобностью.

Несмотря на вышеизложенное,   историю и философию эзотерического самиздата в СССР необходимо изучать. В первую очередь  - поскольку это составная часть истории повседневности в СССР,  Во вторую  очередь, картина советского самиздата будет неполной без громадной составляющей – самиздата эзотерического.

И в третьих, как мы поняли,  развитие и периоды активного распространения эзотерического самиздата совпадают с определенным состоянием общества,  и  выявление этих закономерностей является актуальной проблемой.


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС