Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Архипова С.В. "Эзотерический самиздат по Востоку в России (69-90 гг.)"

 

1.                              Самиздат с самого начала был способом распространения не только текстов политической направленности, но и художественной литературы, философских, религиозных, в том числе эзотерических текстов и других работ, не попадавших в официальную печать по тем или иным причинам, хотя вплоть до 60-х гг. интерес к эзотерике древнего и средневекового Востока в СССР не распространялся на создание самиздатовской литературы. Объяснялось это тем, что самиздат обычно ассоциировался с идеологической фрондой интеллигенции, а восточная эзотерика в общественном сознании как-то не связывалась с идеологией.

2.                              Литература, посвященная эзотерическим учениям Востока или развивающая их на российской почве, стала появляться в 60 – 80 гг. ХХ века, до начала 90-х. Во многом благодаря ей этот этап в истории отечественной культуры оказался настолько значительным, что научные издания по эзотерике, опубликованные в 90-е и 2000-е годы, часто воспроизводили те вещи, с которыми советская интеллигенция знакомилась прежде через самиздат. К сожалению, многое из того, что распространялось в тот период, в настоящее время утрачено.

3.                              Если классифицировать самиздатовскую литературу по восточной эзотерике, то можно выделить: полностью воспроизведенные исследования, опубликованные в дореволюционной России; частичные, иногда очень краткие, переводы с европейских языков источников и литературы; оригинальные произведения, создававшиеся на основе эзотерических учений Востока или с использованием их элементов.

1 этап. Первым крупным центром эзотерического самиздата в Москве, и долгое время единственным, стала квартира писателя Юрия Мамлеева в Южинском переулке (дом снесен). Этот центр действовал в 60-е – 70-е гг. и специализировался на распространении литературы по алхимии и средневековому эзотеризму. Переводы, в основном с французского, делались с книг, хранившихся в этой квартире. Самым крупным переведенным автором был Рене Гинон. Его произведения переводились и позднее, в таких издательствах, как Энигма и Беловодье. Авторство Гинона и принадлежность к этим издательствам обычно указывают на высокий уровень эзотерической литературы. Частыми гостями в квартире Мамлеева, которые «вышли» из этого центра, являлись Виктор Хармс и Борис Заходер.

2 этап. Значительным этапом стало творчество Владимира Данченко – легенды эзотерического самиздата конца 70-х – начала 80-х гг. Данченко удалось создать свой собственный жанр, цель которого он определял как «демистификацию мистики». Каждая его книга опрокидывала стереотипы восприятия вещей, подрывая устои сложившегося на этих стереотипах оккультного истеблишмента тех времен: «Принципы современной психической самозащиты», «Блеск и нищета магов», «Принципиальные вопросы общей теории чакр», «Психологический механизм духовного развития» и, наконец, фундаментальная книга «Эволюция сознания в документах», куда вошли все работы с 1979 по 1984 гг.

3 этап. Стереотипы оккультного истаблишмента, против которых восставал Данченко, получили неожиданное развитие с середины 80-х гг. Они складывались на основе паранаучной литературы низкого уровня. К концу рассматриваемого периода по Москве гуляли издания подчеркнуто прикладного характера. В них не только давались подробные рекомендации по изготовлению пантаклей, талисманов и магических перстней в сопровождении рисунков, но и содержалась краткая информация об энвольтовании на смерть и обрядах черной магии.

4 этап. В конце 80-х гг. в Москве и ряде других городов начинается взлет экстрасенсорики, развивается деятельность выездных «семинаров экстрасенсов», т.е. школ, где каждый может попробовать свои силы в области прикладной эзотерики, а с середины 90-х в ряде учебных заведений Москвы и других городов вводятся учебные курсы эзотерики, где значительное место отводилось учениям и практикам Востока («Федоров Винцент Моисеевич и др. Эзотерическое учение: теоретический курс в авториз. изложении. М.: Моск. экстерный гуманитарный ин-т, 1994»; «Шимин Ким Ив-ич. Эзотерика логики. Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1999»; «Эзотерическая философия: от герметизма к теософии». В 2х тт. Ростов н/Д: Фолиант, 2002). Среди переводных авторов можно упомянуть Карлоса Кастанеду, первые книги которого (в отрывках) появились в Москве в форме самиздата в 80-е гг. и лишь с 1992 г. начали выходить в государственных издательствах – первоначально в Киеве, в издательстве «София».

 

Подпольная эзотерическая литература оказала существенное влияние на формирование мировоззрения советских людей. С одной стороны, она насаждала темные суеверия, истоки которых бездоказательно возводили к Египту, Вавилонии, Иудее, Китаю, Японии. С другой стороны, через самиздат советская интеллигенция впервые знакомилась с новой областью научных знаний, что впоследствии привело к появлению учебных курсов в рамках высшей школы и явилось толчком к дальнейшим научным разработкам на российской почве. В истории отечественной науки самиздат послужил отправной точкой для творчества ряда крупнейших ученых, самым известным в этой плеяде стал С.С. Аверинцев.
 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС