Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Шелейкова Н.И. Тезисы к круглому столу "Эзотерический самиздат в СССР" (стендовый доклад)

1. Благодаря "эзотерическому самоиздату" в СССР в 70-е и 80-е годы  множество российских граждан, прежде всего в Москве, получили возможность соприкоснуться с классикой эзотерики, теоретическим и практическим наследием христианства, йоги, буддизма, суфизма, астрологии, с книгами по здоровому образу жизни ("сыроедению", вегетарианству и т.п.) значительно раньше, чем это стало доступно сейчас многим.

2. Не только лично мне, но и многим другим, в те годы стали хорошо известны и созвучны работы Джонна Лилли, Кришнамурти, Йоконанды, Шри Ауробиндо Гхоша, Осавы, Куши,  Гурджиева, Агни-йоги; тома "Добротолюбия", отцов РПЦ.

3. Приобщение к эзотерике и разнообразным формам "здорового образа жизни" и самосовершенствования являлось не столько формой социального протеста и "выпускания пара", полулегальным "хобби", но и невольно представляло собой естественное дополнение официальной коммунистической идеологии, так как по своей глубинной сути ей не противоречило!

4. Литература распространялась в форме машинописных или ксероксных копий изданных книг и рукописей. Ею обменивались, её покупали через тех, кто имел возможность копировать.

5. Распространение подобной литературы происходило как на дому и через знакомых, так и на базе клубов и групп здоровья, йоги В частности, обмен знаниями происходил при общественном Институте Ювенологии (Клуб медработников в г. Москве), а также на лекциях наиболее известных подвижников здорового образа жизни тех лет.

6. Среди подвижников тех лет достаточно назвать доктора медицинских наук, психиатра, основателя Института Ювенологии Лазаря Марковича Сухаребского; профессора Ю.С. Николаева, специалиста по лечебному голоданию; философа Спиркина; доктора, автора методики по волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) К.П. Бутейко; врача-нейрохирурга, ставшего натуропатом Г.С. Шаталову; автора методики "Дуплекс-сфера" врача-психотерапевта М.Л. Перепелицына; последователей Порфирия Корнеича Иванова; основателя  направления "роды без насилия" И.Б. Чарковского и многих других.

7. В некоторых кругах пользовались спросом также идеи некоторых полузапретных "сект" - типа "Хари Кришна".

8. Основной социальной доминантой, которая позволяла более менее свободно изучать эзотерическое и философское достояние всех времён и народов, была идея здорового образа жизни, к которой так или иначе была "привязана" идея самосовершенствования, включая нравственное и духовное. И надо сказать, что это не было для большинства пустыми словами! Между участниками этого процесса складывались неформальные, дружеские и даже братские отношения, возникали клубы не только по интересам, но и общины, поселения. Например, многие прошли в те годы через систему комплексного самопрограммирования Яна Ивановича Колтунова, участвовали в его воскресных пробегах в Подмосковье. 

9. Некоторые участники этого процесс создали собственные школы и направления, творчески развивали прежние эзотерические идеи и формировали новые, основали собственные предприятия и фирмы. Среди них: Александр Зараев, М.Л. Перепелицын, Вадим Чернобров, Александр Геннадьевич Дмитриев, который на базе павильона "Юные техники" ВДН (ВВЦ) и фирмы "Социальные инновации" организовал уникальную экспозицию новаций по здоровому образу жизни. Часть социальных структур, созданных в те годы, до сих пор успешно работает. 

  10. Надо отметить закономерность данного процесса в свете необходимости формирования более целостного, системного взгляда на мироздание у современного человека и обязательного включения в него элементов эзотерического и религиозного знания. 

  11. Подытоживая, можно отметить ряд главных факторов, которые проявились в результате распространения "эзотерического самоиздата" 70-х  - 80-х годов ХХ века в СССР. Они оказали влияние как на отдельные личности, так и на общество в целом:

 - формирование религиозного или философского мировоззрения, психологических установок, ориентированных на самосовершенствование, непрерывное обучение, здоровый образ жизни, на идеи "космизма", экологический образ жизни;

- стремление реализовать данные установки в повседневной жизни в форме неформального, сотрудничающего типа общения, самокритичного отношения к себе;

- создание на этой основе отечественных эзотерических, философских и социальных теорий и практик, которые в настоящее время известны в России и за рубежом;

- формирование, своего рода, духовной, эзотерической российской элиты; 

- двойственность, противоречивость данного процесса как раньше, так и теперь. Раньше "эзотерический самоиздат", будучи полулегальным, по своей сути не противоречил коммунистической идеологии В настоящее время приобщение к эзотерике, с одной стороны, противостоит нынешнему "социальному заказу" на коммерциализацию сознания, бытовой прагматизм и даже духовному монополизму основных религий, поддерживаемых государством. С другой стороны, носителям элементов эзотерических знаний и новаторских систем представления о мире сейчас удаётся сохранять свою прежнюю социальную нишу и независимую позицию. Тем не менее, сложившейся духовной элите России, взращенной на синтезе многих эзотерических традиций, и раньше и теперь не удаётся вписаться в сложившуюся социально-политическую систему и существенно влиять на формирование мировоззрения российских граждан.

   

 декабрь 2010 г. Нина Ивановна Шелейкова,

помощник депутата Государственной Думы

т. 692-73-32


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС