Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




Гланц Т. "Эзотерический самиздат Чехии"

Эзотерический самиздат подразумевает несанкционированное тиражирование и(ли) распространение текстов, которые авторами и(ли) читателями считаются относящимися к одной или нескольким из следующих категорий:

оккультизм, алхимия, эзотерические науки, теософия, магия, массонство, спиритизм, ясновидение, «альтернативная» медицина, астрология, тайные тибетские учения, каббала и т.п.

 

Самиздат в данном контексте рассматривается не только как набор текстов определенного характера, но и как разновидность культурно-социального поведения и соответствующих форм коммуникации. Со статусом текстов связаны формы общения его потребителей, виды их деятельности и формирование сообществ.

 

Для ситуации в Чехии (Чехословакии) в период 1945 - 1990 кажутся релевантными следующие аспекты эзотерического самиздата и с ним связанных коммуникационных форм (список содержит разные уровни и разные проявления производства самиздатских изданий и связанных с ними процессов и не является систематически структурированным)

 

1) Отшельничество (часть самиздата возникает в уединении, в скрытых или удаленных местах по ту сторонну столичной/городской интеллектуальной и культурной среды. Так представитель герметизма Франтишек Кабелак работает после 1945 г. в магической обсерватории в лесах западной Чехии (Телнице, Водна, Бечов), здесь также пишет свои сочинения, курсирующие в самиздате:

František Kabelák: Magia divina

František Kabelák: Kniha o jógu

 

2) Континуальная связь эзотерического самиздата с издательской деятельностью до 1948 г.

В Чехословакии до введения коммунистической цензуры и радикального ограничения деятельности структур гражданского общества развивалась активная деятельность многочисленных организаций с установкой на эзотерические науки, публиковались соответствующие книги и другие печатные издания, включая технологию переходных форм между книгопечатью и самиздатом (офсетная печать). Эти публикации после 1948 г. становятся часто «вторичным самиздатом», т.е. вышедшие раньше издания становятся недоступными (их невозможно купить в магазине или взять в библиотеке) и в коммуникационном просстранстве играют ту же роль, что и самиздат. Примеры:

M. Vlasák: Tarot - cesta k nesmrtelnosti, 1947.

Alexandr Spesz: Špiritizmus či parapsychológia, 1946.

Zoltán Marečín : Astrálne motívy a tajné znamenia v Písme svätom, 1948.

 

3) Набор самиздатских текстов строится — также как и самиздат литературный, политический, религиозный или философский – как библиотека, в которой оригинальные произведения неразрывно сосуществуют с переводами и комментариями иноязычных текстов. Примеры:

Otakar Solnař: Výpisky z díla W. Ruckerta „Die Geburtsastrologie“, Praha 1975. 

Otakar Solnař:  Alfred Witte: Pravidla pro planetární obrazy (výpisky z knihy), Praha 1984.

 

4) В эзотерическом самиздате формируются «самодеятельные» институции. Самый яркий пример: издательство Тригон, в котором Владислав Задробилек публиковал в качественном, типографически-художественном оформлении в разных сериях на протяжении 70-х -- 80-х гг. десятки книг и текстов.

 

5) Некоторые направления эзотерического самиздата тесно связаны с отдельными аспектами творчества и интересов тех авторов, которые, хоть и маргинально, вошли в канон национальной культуры, упоминаются в (некоторых) учебниках, энциклопедиях  и других справочниках. В этом отношении необходимо выделять как особую категорию период конца 60-х гг., когда постепенно слабеет и в итоге на короткое время перестает работать цензура. Примеры: Франтишек Дртикол, Ладислав Клима.

 

6) Инфильтрация эзотерического сообщества и деятельности самиздата в государственные структуры — это явление становится все более заметным во второй половине 80-х гг. в связи с постепенным распадом механизмов контроля и подавления несанкционированных форм общественной деятельности. Но существует и в 60-е и 70-е гг. Пример: Центр исследований ментальной энергии (ч. Psychoenergetická laboratoř pro výzkum paranormálních jevů) под руководством бывшего министра образования, математика  Франтишека Кахуды (Prof. RNDr.,  PaedDr. František Kahuda Csc.), организованный в высшем учебном заведении при факультете химии (ČVUT/VŠCHT).


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС