НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ
|
||
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2012 г.08 февраля в Государственной публичной библиотеке России состоялось заседание МОООПИ, посвященное ЕГЭ в 2012 г. Об актуальных проблемах ЕГЭ по обществознанию рассказала кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики преподавания истории Московского городского педагогического университета, А.В. Половникова. Предлагаем познакомиться с фрагментом ее выступления.Полный текст материалов в электронном виде с разрешения автора можно получить в отделе обслуживания учителей (бесплатно). Теория: основные элементы проверки
Кодификатором по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена в 2011 году установлено 5 элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ (ранее их количество достигало восьми). Обратимся к этим элементам и остановимся на каждом подробнее. В данном пособии не ставится целью воспроизвести весь курс обществознания (что и невозможно). Скорее стоит задача обратить внимание старшеклассников на наиболее значимые и наиболее сложные аспекты курса, сопроводив их доступными комментариями и наглядными примерами. «Человек и общество» Первая тема включает в себя двадцать подтем крайне разнообразного содержания. Сложность данной содержательной линии заключается именно в этом разнообразии. Условно подтемы можно сгруппировать. Обратимся подробнее к каждому разделу. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Давайте обратимся к таким понятиям как человек, индивид, личность; вспомним виды и формы мировоззрения. Наиболее часто встречаются два определения понятия «человек»: Человек - существо биосоциальное. Человек – существо - биопсихосоциальное. Очень важно уметь отличать проявления биологического, психического и проявления социального в человеке. К проявлениям биологического в человеке, например, относят данную природой способность к размножению. Проявления психического видят в особенностях темперамента, эмоциональных проявлениях, особенностях памяти и.д. Наиболее подробно в курсе обществознания изучаются проявления социального в человеке, например, использование членораздельной речи, стремление к самореализации, творческая активность. С проявлениями социального в человека сталкиваемся при изучении разных тем курса, начиная с изучения самой потребности существования в обществе, через такие общественные процессы как социализация, познание и самопознание, общение. Теперь следует разобраться и в изучении таких понятий как индивид и индивидуальность. При внешней «схожести» эти понятия имеют абсолютно разный смысл. Под индивидом в обществознании понимается отдельный представитель человеческого рода. А вот индивидуальность обозначает неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку. Таким образом, каждый из нас изначально является человеком и индивидом. В процессе взросления (при условии, что ребенок растет и воспитывается в обществе) постепенно формируется индивидуальность человека и его мировоззрение- что и позволяет человеку осмыслить себя как личность. Когда великий писатель утверждал, что «человек - это звучит гордо!» он обращался к пониманию человека именно как личности. Личность представляет систему социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества. Когда о ком-то говорят, что он отзывчивый, исполнительный, творческий - все это описывает социальные характеристики важные для общества, которые сформировались в человеке. Еще одно определение, к которому мы уже обращались, но которое требует пояснения- мировоззрение. В общественных науках под мировоззрением понимают целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Известно, что мировоззрение человека существует в разных формах (видах, уровнях). Как минимум, модно выделить три уровня мировоззрения:
Многообразие человеческой деятельности. Еще одним важным вопросом при изучении обществознания стало определение деятельности. Деятельность - присущая только человеку форма активности, его взаимодействие с окружающим миром. Что же отличает человеческую деятельность? Назовем основные черты: - сознательный характер (человек может обосновать цели и задачи, объяснить последовательность своих действий); - продуктивный характер (результатом человеческой деятельности является конечный продукт: при изготовлении кровати - кровать, при передаче знаний ученикам - полученные учениками знания); - орудийный характер (человек создает орудия труда и использует их) - преобразующий характер ( человек существенно преобразует окружающий мир - взгляните вокруг; но также человек по мере своей деятельности преобразует и самого себя- у него появляются (или не появляются) знания, навыки и т.д.) -общественный характер (с одной стороны, человек активно вступает в процессе деятельности в разнообразные общественные отношения, с другой стороны, он приступает к той или иной деятельности во многом ради общества). Человеческая деятельность имеет четкую структуру, в которой можно выделить следующие элементы: Субъект деятельности - тот, кто эту деятельность осуществляет. Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, или тот, на кого она направлена. Цель деятельности – осознанный образ предполагаемого результата. Средства- то, с помощью чего деятельность осуществляется. Действия- элементы, составляющие деятельность. Результат- те материальные и духовные блага, которые реально достиг субъект деятельности. При анализе человеческой деятельности обществоведы определяют также мотив – побудительную причину деятельности. Рассмотрим структуру деятельности на примере. Земледелец обрабатывает землю, чтобы вырастить урожай зерновых. Выпускники в качестве объекта деятельности земледельца зачастую указывают землю. Но ведь земледелец обрабатывает землю, чтобы вырастить урожай. Поэтому объектом его деятельности является выращиваемая культура; а земля, плуг, удобрения и т.д.- только средства, помогающие достигнуть поставленную цель. В основе человеческой деятельности всегда лежат потребности. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Можно встретить как минимум, две классификации потребностей. Представим их в виде «пирамидок»
Или
Логика этих пирамидок ясна. Базовыми потребностями человека (врожденными) являются естественные или биологические. В центре разместились социальные потребности, реализуя которые человек проявляет социальную активность- в общении, труде и.т.д., Идеальные (духовные) потребности завершают пирамидки и позволяют человеку самовыражаться, получать удовольствие от культурного наследия, искать смысл жизни. Вторая пирамидка имеет два «переходных» уровня. Экзистенциональные потребности связаны с безопасностью существования, престижные – с потребностью в достижении определенного статуса в обществе. Обратимся к примеру. У нас есть потребность построить дом, что связано с базовой естественной (биологической) потребностью в жилище. В дом необходимо провести центральное отопление – это реакция на экзистенциональную потребность – в доме должно быть тепло. Дом решено построить рядом с домом друзей- явная реакция на социальную потребность в общении. Если это престижный район в центре одной из мировых столиц- это может отражать престижные потребности человека. Украсить дом любимыми книгами, картинами и.т.д. – это отражение наших идеальных (духовных) потребностей. Еще один важный вопрос данной темы- вопрос о многообразии человеческой деятельности, из всех предлагаемых классификаций стоит особое внимание обратить на следующие: Деятельность человека может быть практической или духовной. Деятельность человека в зависимости от общественной сферы жизнедеятельности может быть экономической, социальной, политической и духовной. Деятельность человекам может быть созидательной или разрушительной. Деятельность человека может быть однообразной (монотонной) или творческой Деятельность человека может в основе своей быть игровой, учебной или трудовой. Часто наряду с игрой, учением и трудом, выделяют в качестве основного вида деятельности общение. Наиболее сложная классификация называет такие виды деятельности как материально- производственную, социально - преобразовательную, прогностическую, ценностно- ориентационную, духовно- практическую и духовно- теоретическую. Попробуйте самостоятельно проиллюстрировать названные виды деятельности примерами. |
НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ | ||
служебный вход | карта сайта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(C) Государственная Публичная Историческая библиотека. webmaster@shpl.ru Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России. Программирование и дизайн: АО КОДИС |