Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2012 г.

 

08 февраля в Государственной публичной библиотеке России состоялось заседание МОООПИ, посвященное ЕГЭ в 2012 г. Об актуальных проблемах ЕГЭ по обществознанию рассказала кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики преподавания истории Московского городского педагогического университета, А.В. Половникова. Предлагаем познакомиться с фрагментом ее выступления.

Полный текст материалов в электронном виде с разрешения автора можно получить в отделе обслуживания учителей (бесплатно).

 

Теория: основные элементы проверки

Кодификатором по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена в 2011 году установлено 5 элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ (ранее их количество достигало восьми). Обратимся к этим элементам и остановимся на каждом подробнее.

В данном пособии не ставится  целью воспроизвести весь курс обществознания (что и невозможно). Скорее стоит задача обратить внимание старшеклассников на наиболее значимые и наиболее сложные аспекты курса, сопроводив их доступными комментариями и наглядными примерами.

 

«Человек и общество»

Первая тема включает в себя двадцать подтем крайне разнообразного содержания. Сложность данной содержательной линии заключается именно в этом разнообразии. Условно подтемы можно сгруппировать. Обратимся подробнее к каждому разделу.

 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Давайте обратимся к  таким понятиям как человек, индивид, личность; вспомним виды и формы мировоззрения.

Наиболее часто встречаются два определения понятия «человек»:

 Человек - существо биосоциальное.

 Человек – существо - биопсихосоциальное.

Очень важно уметь отличать проявления биологического, психического и проявления социального в человеке.   К проявлениям биологического в человеке, например, относят данную природой способность к размножению.  Проявления психического видят в особенностях  темперамента, эмоциональных проявлениях, особенностях памяти и.д. Наиболее подробно в курсе обществознания изучаются проявления социального в человеке, например, использование членораздельной речи, стремление к самореализации, творческая активность. С проявлениями социального в  человека  сталкиваемся при изучении разных тем курса, начиная с  изучения самой потребности  существования в обществе, через такие общественные процессы как социализация, познание и самопознание, общение.

Теперь следует разобраться и в  изучении  таких понятий как индивид  и индивидуальность. При  внешней «схожести» эти понятия имеют абсолютно разный смысл. Под индивидом в обществознании понимается  отдельный представитель человеческого рода. А вот индивидуальность обозначает неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку.

Таким образом, каждый из нас изначально является человеком и индивидом. В процессе взросления (при условии, что ребенок растет  и воспитывается в обществе) постепенно формируется индивидуальность человека и  его мировоззрение- что и позволяет  человеку осмыслить себя как  личность. Когда великий писатель утверждал, что «человек - это звучит гордо!» он обращался  к пониманию человека именно как личности.

Личность представляет систему социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества. Когда о ком-то говорят, что он отзывчивый, исполнительный, творческий - все это описывает социальные характеристики важные для общества, которые сформировались в человеке.

Еще одно определение, к которому мы уже обращались, но которое требует  пояснения- мировоззрение. В общественных науках под мировоззрением понимают целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее  выражение  в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Известно, что мировоззрение человека существует в разных формах (видах, уровнях). Как минимум, модно выделить три уровня мировоззрения:

                                        

 

   Так можно предложить определить, к какому виду мировоззрения относится конкретный  приведенный пример - научному, житейскому, религиозному и т.д.  Обыденное мировоззрение (иногда его называют житейским) возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности; оно формируется спонтанно, стихийно. В основе религиозного мировоззрения  всегда лежит вера в то или иное религиозное учение.  Обоснованностью и объективностью отличается научное мировоззрение. Какую роль играет мировоззрение в жизни человека?  Можно ответить: «определяющую». Вся деятельность человека, все его поступки в значительной мере  определяются именно его мировоззренческой позицией.

Многообразие человеческой деятельности.

Еще одним важным вопросом  при изучении обществознания стало определение деятельности.  Деятельность - присущая только человеку форма активности, его взаимодействие с окружающим миром. Что же отличает человеческую деятельность? Назовем основные черты:

- сознательный характер (человек может обосновать цели и задачи, объяснить последовательность своих действий);

- продуктивный характер  (результатом человеческой деятельности является конечный продукт: при изготовлении кровати - кровать, при передаче знаний ученикам - полученные учениками знания);

- орудийный характер (человек создает орудия труда и использует их)

- преобразующий характер ( человек  существенно преобразует окружающий мир - взгляните вокруг; но также человек по мере своей деятельности преобразует и самого себя- у него появляются (или не появляются)  знания, навыки и т.д.)

-общественный характер (с одной стороны, человек активно вступает в  процессе деятельности в разнообразные общественные отношения, с другой стороны, он  приступает  к той или иной деятельности во многом ради общества).

Человеческая деятельность имеет четкую структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

                                             

 

 
 
 

 

 

 

Субъект деятельности - тот, кто эту деятельность  осуществляет.

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, или тот, на кого она направлена.

 Цель деятельности – осознанный образ предполагаемого результата.

Средства- то, с помощью чего деятельность осуществляется.

Действия- элементы, составляющие деятельность.

Результат- те материальные и духовные блага, которые реально достиг субъект деятельности.

При анализе человеческой деятельности  обществоведы определяют также мотив – побудительную причину деятельности.

Рассмотрим структуру деятельности на примере. Земледелец обрабатывает землю, чтобы вырастить урожай зерновых. Выпускники в качестве объекта деятельности земледельца зачастую указывают  землю. Но ведь земледелец  обрабатывает землю, чтобы вырастить урожай.  Поэтому объектом  его деятельности является выращиваемая культура; а земля, плуг, удобрения и т.д.- только средства, помогающие достигнуть  поставленную цель.

 В основе  человеческой деятельности всегда лежат потребности. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Можно встретить как минимум, две классификации потребностей. Представим их в виде «пирамидок»

 

 

 

Идеальные

 

 

 

Социальные

 

Естественные

Или

 

 

 

 

Духовные

 

 

 

 

 

 

 

Престижные

 

 

 

 

 

Социальные

 

 

 

Экзистенциональные

 

Биологические

 

Логика этих пирамидок ясна. Базовыми потребностями человека (врожденными) являются естественные или биологические.   В центре разместились социальные потребности, реализуя которые  человек проявляет социальную активность- в общении, труде и.т.д.,  Идеальные  (духовные) потребности завершают пирамидки и позволяют человеку самовыражаться, получать удовольствие от культурного наследия, искать смысл жизни.

 Вторая пирамидка имеет два «переходных» уровня. Экзистенциональные потребности связаны с  безопасностью существования, престижные – с потребностью в  достижении определенного статуса в обществе.

Обратимся к примеру.  У нас есть потребность построить дом, что  связано с базовой естественной (биологической) потребностью в жилище.  В дом необходимо провести центральное отопление – это реакция на экзистенциональную потребность – в доме должно быть тепло. Дом решено построить рядом с домом друзей-  явная реакция на социальную потребность в общении. Если это престижный район в центре одной из мировых столиц- это может отражать престижные потребности человека. Украсить дом любимыми книгами, картинами и.т.д. – это  отражение наших идеальных (духовных) потребностей.  

Еще один важный вопрос данной темы-  вопрос о многообразии человеческой деятельности, из всех предлагаемых классификаций стоит особое внимание  обратить на следующие:

 Деятельность человека может быть практической или духовной.

Деятельность человека в зависимости от общественной сферы жизнедеятельности может быть экономической, социальной, политической и духовной.

 Деятельность человекам может быть созидательной или разрушительной.

Деятельность человека может быть однообразной  (монотонной) или творческой

Деятельность человека может в основе своей быть игровой, учебной или трудовой. Часто наряду с игрой,  учением и трудом, выделяют в качестве основного вида деятельности общение.

Наиболее сложная классификация называет такие виды деятельности как материально- производственную, социально - преобразовательную, прогностическую, ценностно- ориентационную,  духовно- практическую и духовно- теоретическую.

Попробуйте самостоятельно проиллюстрировать  названные виды деятельности примерами.


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС