Государственная Публичная Историческая Библиотека России


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 




СЕМИНАРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 Семинары с учащимися 

Программа занятий с детской и подростковой аудиторией

в Государственной публичной исторической библиотеке России

 

 

ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России» является научно-методическим и координационным центром подпрограммы «Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования». В задачи подпрограммы входит максимальное уменьшение риска разрушения или утраты документов в процессе их использования, привлечение читательской аудитории к активной деятельности по сохранению библиотечных фондов, обеспечение долговременного хранения активной части фондов библиотек. Одной из целей подпрограммы является массовая пропагандистская и воспитательная работа по повышению культуры работы с книгой в детской и подростковой аудитории, воспитание навыков обращения с книгой, бережного к ней отношения.

 

Для ее реализации библиотекой проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных групп общеобразовательных учреждений. Работа с детской и подростковой аудиторией предполагает формирование у учащихся представления о книге как об информационном ресурсе и части культурного наследия России и мира. В том числе:

·         формирование у школьников целостного представления о месте книги в контексте всемирно-исторического процесса, привитие книжной и информационной культуры, развитие у них отношения к книге как к ценности;

·         знакомство с историей через историю книги, что позволяет систематизировать и расширить базовые знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных возможностях изучения исторического прошлого;

·         знакомство с историей и работой Государственной публичной исторической библиотекой России как методического центра обеспечения деятельности библиотек по сохранению документов в процессе их использования;

·         получение библиотечно-библиографических знаний и практических умений в работе с библиотечными документами;

·         развитие умений использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

·         реализация интереса учащихся к гуманитарной области образования, формирование и закрепление знаний о бережном обращении с книгой.

 

Познавательный компонент мероприятий содержит в себе ознакомление учащихся с основными этапами развития культуры народов мира посредством изучения возникновения и развития письменности и книги, знакомство с самыми знаменитыми памятниками письменности разных эпох.

Мероприятия предполагают подготовку специальных уроков-бесед или семинаров по истории книги, бережному отношению к ней в разные эпохи, знакомство с материалами изготовления и элементами книги, с правилами обращения с книгой.

Занятие состоит из тематических блоков и формируется с учетом возрастных особенностей и изучением школьного курса истории. Тема и программа мероприятия согласовывается с учителем-предметником или руководителем группы.

 

 

Тематические блоки:

Блок 1. История возникновения и развития письменности от первых попыток древнего человека передачи информации до изобретения буквенно-звукового письма.

Основные понятия: предметное письмо, клинопись, иероглифы, алфавит, папирус, бумага, таблички, свиток. Библиотеки Древнего мира и способы сохранения документов.

Блок 2. Развитие письма и книжного дела от средневековых рукописных книг до начала книгопечатания.

Основные понятия: пергамен, манускрипт / рукопись, миниатюра, кодекс, скрипторий, переплет, буквица, вязь, ксилограф. Славянские просветители и славянские азбуки. Монастырские библиотеки и способы сохранения документов.

Блок 3. Развитие книжного дела в Новое время от изобретения печатного станка до ХХ века.

Основные понятия: печатный станок, книгопечатание, Иоанн Гутенберг, Иван Федоров, гравюра, инкунабула, экслибрис, титульный лист, периодические и справочные издания. Библиотеки, правила для читателей, способы сохранения документов.

Блок 4. Современная книга. Виды печатных изданий, электронные книги. Структура печатной книги, справочный аппарат книги.

Основные понятия: переплет / обложка, книжный блок, форзац, фронтиспис, титульный лист, выходные данные, оглавление / содержание, предисловие. Причины естественного старения и повреждения документов, правила бережного обращения и способы сохранения библиотечного фонда в современных библиотеках.

Блок 5. Государственная публичная историческая библиотека России: история и современность.

Основные понятия: Чертковская публичная библиотека, библиотека исторического музея, библиофилы и их коллекции, фонды, структура, каталоги и выставки библиотеки. Правила для читателей и работа по сохранению библиотечного фонда.

Дополнительно в тему может быть включен региональный компонент: от Славянской площади до Старосадского переулка.

Основные понятия: Кулишки, Храм Всех святых, Солянка, Ивановская горка, улица Забелина, Ивановский монастырь, церковь Святого Владимира.

 

Все мероприятия сопровождаются красочными информационными плакатами, показом документов из фондов библиотеки, презентацией (фильмом). Учащимся предлагаются различные варианты вопросов и заданий, в том числе составление правил обращения с книгой для библиотеки.

Использование технических средств и наглядных материалов способствуют развитию познавательной активности школьников. Введение в занятие игровых моментов способствует развитию интереса, позволяет легче усваивать материал, приобретать и закреплять новые знания, умения и навыки. Смена видов деятельности позволяет концентрировать внимание и снижает утомляемость и напряжение учащихся.

Программа разработана при содействии методистов лаборатории истории и обществознания Московского института открытого образования и рекомендована для проведения мероприятий в системе дополнительного образования.

 


 НАЧАЛО | НАША БИБЛИОТЕКА | ПРОЕКТЫ | КАТАЛОГИ | ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ССЫЛКИ 

(C) Государственная Публичная Историческая библиотека.  webmaster@shpl.ru         
Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения Дирекции ГПИБ России.
Программирование и дизайн:  АО КОДИС