ВСТРЕЧА В ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

 

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГИМ: выступление А.В. Фатеева

(запись выступления публикуется с разрешения автора)

 

БРОШЮРЫ, ВЫПУЩЕННЫЕ ПО ИТОГАМ ЗАНЯТИЙ:

«Повседневность и политика, русский город в период феодальной раздробленности. Господин Великий Новгород в 12-13 вв.»
«Петр 1 – реформатор России».

 

Мое сотрудничество с Историческим музеем начиналось очень прозаично: коллега попросила сходить в ГИМ на совещание. Я пошел и не пожалел, потому что встретился с замечательными людьми. На музейных курсах для учителей преподают сотрудники музея, учителя работают на экспозиции. В 2005-6 году я занимался на курсах. Это очень удобно, потому что засчитывается как повышение квалификации. Давно я не получал удовольствия от повышения квалификации. Пройдя курсы, в сентябре 2006 года с помощью научного сотрудника музея Марии Васильевны Шипуновой я составил тематический план для 7 класса – это весь 1 этаж музея - и приступил к работе. Сейчас я уже веду второй год. Последнее занятие провел по залу Николая 1 и готовлю занятие «Александр 2 и отмена крепостного права в России». Я хотел бы показать вам презентацию, которая уже была продемонстрирована на марафоне предметов в Доме Учителя в марте 2007, а затем в сентябре 2007 на совещании учителей - историков Центрального округа Москвы.
Первый шаг учителя, который хочет работать на экспозиции – курсы в ГИМе.
Надо понимать, что готовишь не экскурсию, а музейное занятие. На фотографии вы видите: у школьников специальные разработки, они группируются, работают с музейной экспозицией, набирают необходимый материал. Им хорошо, спокойно, они перешучиваются, часть уже выполнила задание, часть еще набирает материал - это определенная свобода самовыражения.ОТБОР МАТЕРИАЛА
Чтобы подготовиться к музейному занятию, кроме выбора материала в соответствии с задачами занятия, как и при подготовке к обычному уроку, надо сделать многое с учетом специфики занятия.
Нужно определить информативную ценность отобранных предметов. Хочется показать многое, но из-за ограниченного количества времени приходится проводить жесткий отбор экспонатов. Затем вы читаете специальную литературу по истории, документы. Надо заметить, что в учительском зале Исторической библиотеки есть абсолютно все необходимые для подготовки заданий источники и литература.
ПОДГОТОВКА ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Запись занятия я бы назвал даже не конспектом, по аналогии с конспектом урока, а сценарием. Нужно не только знать, что и когда вы говорите, делаете, но и где встаете, как строите группу, что показываете. Необходимо подготовить творческое задание – своеобразную рабочую тетрадь для каждого конкретного занятия. Большую роль играет маршрут, по которому вы поведете группу. Его необходимо нарисовать на схеме зала. Надо также провести 2-3 репетиции. Провести занятие меньше чем после двух репетиций у меня не получалось. Работа в музее тяжелее, чем работа в школе, в этом убеждаешься очень быстро.
Например, можно подготовить занятие по залам 1-7 (от палеолита до железного века), подобрав фотографии экспонатов и вопросы к ним. Можно, если класс более интеллектуальный, предложить им заполнить таблицу. Наверное, не надо проговаривать даты – их сразу можно внести в одну колонку, а детям оставить заполнение того, о чем вы будете говорить с ними на экспозиции: об образе жизни, орудиях труда, новизне при переходе от одного этапа к другому.
Главное – обращать внимание на конкретные музейные предметы. Ученики должны научиться ВИДЕТЬ и ПОНИМАТЬ. Надо научить детей видеть за этими предметами людей, которые ими пользовались, это самое главное. В музее это начинаешь ощущать практически физически.
Пример задания для 7 класса - опишите жилище новгородца по витрине, которую вы перед этим вместе с учениками рассмотрели и обсудили.
На этом рабочем листе (см. фото в презентации) надо было отметить даты укладки первого и последнего слоя мостовых Новгорода, имя мальчика (Онфим), который ходил по одному из слоев.
РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ
При работе на экспозиции можно использовать задания, обучающие семиклассников логически выстраивать свои сочинения.
Я попытался использовать новую методику, попробовал поработать с ребятами по заданиям логики.
Дается тезис: Петр 1 – великий реформатор России.
Я даю первый аргумент: Петр 1 создал регулярную армию, что позволило победить в Северной войне, обеспечить выход к морю…и т.д.
Фактов и музейных предметов я не называю. Школьники учатся подбирать определенные музейные предметы под аргумент и комментировать те факты, которые стоят за этими предметами и являются источником исторического знания для всех нас. Это первый этап.
Мы идем к следующим витринам, я не даю аргумент, я обращаю внимание на экспонаты. Мы вместе описываем их, комментируем исторические факты, о которых они нам напоминают, а потом дети тренируются формулировать аргументы, выводить аргументы из совокупности фактов.
Третье, самое сложное задание: учитель показывает школьникам участок зала 22 – там уголок, отведенный специально под культуру петровского времени, ставит задачу: подберите экспонаты, поймите, о чем говорит этот массив экспонатов и стоящих за ними исторических фактов, и сами сформулируйте аргумент. В конце нам остается только сделать вывод. После закрепления на следующем занятии ученики усвоят некоторые правила логики.
Все эти методы есть в моей брошюре «Петр 1 – реформатор России», которая опубликована на referat.ru.
КОЛЛАЖ И УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Коллаж используется для привлечения внимания к брошюре и, во-вторых, для того, чтобы даже перед занятием, показав коллаж, можно было поговорить с детьми и настроить их на занятие. Посмотрите на этот коллаж: Портрет Петра 1, сделанный по прижизненной маске, это даже лучше, чем фотография, фрагмент книги «Слово о победе», малюсенький фрагментик гравюры, на которой изображена коляска Петра 1, выезжающего из усадьбы Головина в Немецкой слободе, упавшие ниц люди – все это штрихи к портрету России того времени, вопрос о цене победы.
Чтобы подготовить коллаж, надо многому научиться. Я раньше не умел делать коллажи, пришлось научиться использовать фотошоп, пауэрпойнт, цифровой фотоаппарат.
Коллаж можно использовать и в середине занятия, чтобы обратить внимание учеников на музейный предмет. В конце – чтобы сделать выводы.
Юмор во время музейного занятия обязателен. Я предлагаю сравнить новгородскую демократию и некоторые моменты современной (выяснение отношений при помощи кулаков), что дает хороший юмористический заряд. Если для наших предков это был определенный уровень культуры, мы не имеем права предъявлять им претензии, это глупо, то в современных условиях это дикость, которую демонстрируют некоторые политики. Такие воспитательные моменты тоже могут быть использованы; нельзя позволять политикам портить воспитательную работу классных руководителей.
По окончании курсов вы получаете удостоверение, позволяющее бесплатно проходить в ГИМ, работать на экспозиции и проводить музейные занятия после 4 часов, когда заканчивается основная масса экскурсий.
Можно еще сказать несколько слов о конкретном содержании занятий. Вот одна из фотографий презентации: музейные занятия начинаем в Парадных сенях ГИМа с рассказа о музее и об околомузейной среде.
Занятие «Возникновение всероссийского рынка». Здесь можно реализовать несколько направлений. Сперва я провожу обзор экспонатов, чтобы дети выбрали предложенные им темы. При этом я обращаю внимание на соответствующие музейные экспонаты - зал 15 – быт горожан и крестьян в 15-16 веках. Желающие могут выбрать тему о путешествии серебряной копеечки по Всероссийском рынку в 17 веке. Задача учителя - обратить внимание на связь фактов, источником сведений о которых служат музейные экспонаты. Рядом витрины, рассказывающие об образе жизни разных сословий. Копеечки выменивались на товары, путешествовали по различным регионам с их специализацией. Другая витрина показывает, как копеечки худели – график инфляции. Не уверен, что дети запомнят параграф, а вот работу на экспозиции музея запомнят точно.
Затем ребятам предлагается провести самостоятельную работу на экспозиции. Они набирают материал. Важно отметить, что во время самостоятельных занятий учитель всегда найдет время для индивидуальной работы с учащимися.
Приучение к музейной культуре (очень важное понятие, я специально отразил его в презентации) начинается с требований: не мешай посетителям, выполняй правила поведения в музее, отключи телефон. Музейному педагогу постоянно приходиться напоминать об элементарных правилах культуры – не мешайте людям, если вам мешают, проявите спокойствие и терпение. Высоты музейной культуры – когда ученик, придя в музей, может самостоятельно разобраться в экспозиции, систематизировать материал, добыть сведения о заинтересовавшем его предмете, построить на этом материале рассказ.
Затруднения бывают чисто технического свойства – сидим на корточках, трудно писать без досок с зажимом, несколько групп в зале.
Еще одно фото задания в рабочем листе (по Смутному времени) напоминает те, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ: надо установить соответствие между понятиями и определениями, дать характеристику политическому деятелю.
Для чего нужна музейная педагогика?
Подростки интересуются, размышляют, развиваются. Они задают вопросы, это то, ради чего мы работаем. Не только они развиваются, развиваются и сами педагоги: это изменение в сознании педагога и его образе жизни. Я в музее сейчас провожу 4-5 дней в месяц: когда такое было! В музее понимаешь, насколько же ограничены наши знания по истории.
Еще одно интересное фото из презентации: узнав о музейных занятиях, одиннадцатиклассники стали повторять историю на экспозиции вместе с семиклассниками – готовятся в ВУЗ.

ЛИТЕРАТУРА


Столяров. Б. Музейная педагогика. М.,2004. Начать имеет смысл с этой книги.
Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003 – в этой книге много об истории музеев, но мало о методике работы по экспозиции.
Юхневич. Я поведу тебя в музей. М, 2001. - Изучать стоит одновременно с книгой Столярова.
Преподавание истории в школе, 2007 N8 - семь статей по музейной педагогике, из них только 2 написаны практикующими учителями.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
С моей точки зрения, музей должен составлять по всем залам брошюрки музейных занятий, педагог должен приходить туда и выбирать. Сам проходит на экспозицию, готовит материалы, приводит детей, дети покупают брошюрки и работают, а потом закрепляем материал в школе. Так в принципе должно быть, потому что так организовано давным-давно во многих музеях мира. А когда ты месяц готовил одно музейное занятие, потратив слишком большое количество сил – это пока еще результат кустарщины, которая существует у нас. Сейчас в ГИМе курсы приспосабливают экспозицию под преподавание по определенным учебникам и под ЕГЭ, но это только начало, должно быть промышленно изготовлено большое количество брошюр для разных возрастов с разными заданиями, хорошо продуманными, отработанными методистам и учителями.
В ГИМе опытные методисты, надо отдать им должное, они возятся с педагогами, как с детьми малыми – это очень хорошо.

ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ А.В. ФАТЕЕВА
Как вы встраиваете систему занятий в общий курс?
Часть музейных занятий, например в 7 классе, я проводил на опережение. Я сперва работаю на опережение курса, идет повторение за 6 класс, несколько занятий они получают новый материал, а потом идет сопряжение (начинается изучение истории России), и мы пользуемся накопленным музейным материалом. ГИМ очень удобен в учебном плане. Материалы распределены в соответствии с хронологией, он очень удобен тем, что есть отдельные залы – Александра I, Николая I, Александра II и Александра III, это отдельные параграфы и в 8, и в 10 классе. Большой проблемы в сопряжении учебной программы и залов музея я не вижу. Проблема именно в том, чтобы самому подготовить занятие, потому что никто его просто так не даст.
Вы берете весь класс с собой?
Да. Идем после уроков, с нами идет их классный руководитель. Ребята всякие, у многих низкий уровень культуры, мобильные телефоны, один учитель наблюдает за дисциплиной, другой работает на экспозиции – и это мировой опыт. Достижение музейной педагогики – немецкой – то, что такой поход всегда оформляется как очень серьезное мероприятие. Музейный педагог занимается творческой частью, учитель закрепляет потом в классе. Что касается оплаты, то у нас есть экскурсионные часы.
Вы им даете разные задания?
Они сами выбирают вариант по данной теме, мое дело – разработать несколько вариантов. Я обычно даю им неделю-другую доработать в зависимости от трудности занятий, я их не гоню, я во многом расцениваю это как факультатив. Я ставлю чаще всего пятерки, самая низкая оценка – это 4, это если ученик допустил грубый ляп. А вообще это способ увлечь. Я пытаюсь за счет музейных занятий втянуть их в изучение истории.


Благодарю за внимание.

ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ АВТОРА