Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке: агностицизм; образ врага; «тоталитаризм»; постмодернизм; исторический пессимизм; философский идеализм; теоретический эклектизм, мелкобуржуазный коммунизм; либерализм; консерватизм / А.В.Фатеев. - М., 2004


План
Функции и противоречия цивилизационного подхода.
Постмодернистский пессимизм сторонников «подхода».
«Тоталитаризм» для внутреннего употребления.
Сталинизм - вариант цивилизационного подхода.
Сталинизм - мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени.
Цивилизационный подход в современной России.

Из работы:
"Поиск методологии конкретно-исторического исследования подводит к необходимости оценить эвристические возможности формационной теории и цивилизационного подхода. Имеет смысл рассмотреть сущность феноменов в контексте динамичных исторических условий ХХ века: модерна, или индустриального общества, а также набирающего силу информационного общества, которое часть европейских и американских философов называют постмодернизмом. Было бы неплохо проверить гипотезу о принадлежности сталинизма к цивилизационному подходу. Это, представляется, будет способствовать выявлению действительного содержания термина "тоталитаризм".

Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР (1930-е - 1950-е гг.) / А.В.Фатеев. - Москва: МАКС-Пресс, 2007. – 348 с.


В монографии А.В. Фатеева поставлена и проанализирована проблема создания и функционирования художественных образов детской «социальной» литературы в исторической среде в 1930-е - 1950-е годы в СССР. Предмет работы имеет два аспекта. Во-первых, отражение общества в литературе, определенное идеологическим видением мировых событий и потребностей страны номенклатурой и писателями. Во-вторых, роль детской литературы в программировании сознания граждан в рамках социальной инженерии, проводимой ЦК ВКП (б) (КПСС), наркоматом (министерством) просвещения РСФСР, ССП СССР и ЦК ВЛКСМ по мере вступления страны в зрелое индустриальное общество, в социализации личности подростков и юношества в период модернизации и Великой Отечественной войны. Профессионалы и любители истории, литературы найдут в монографии много интересного: неизвестные факты из жизни знаменитых писателей, политиков, мнения рядовых граждан, деятельность издательств и журналистов, обоснование оригинальной точки зрения на сталинизм как мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени. Работа основана на архивных документах из РГАЛИ; РГАСПИ; молодежного архива: РГАСПИ. ФМ; ГАРФа; РГАНИ. Автор продолжает изучение духовной жизни общества, начатое в монографии «Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.»

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Дух времени
Время, вперед!
Социальная инженерия в индустриальном обществе
Сталинизм, советское общество и мир
Детская литература - средство просветителей и пропагандистов
ГЛАВА II. Возникновение индустрии
детской культуры и литературы в 1934 - 1941 гг.
Становление секции детских писателей
В поисках идеала советского ребенка
«Реконструкция» и политический заказ на социальные нормы
индустриального общества
Детиздат и новая комиссия по детской литературе ССП
Реорганизация детского радиовещания
Литературные образы и нравственный потенциал нации
ГЛАВА III. Детская литература в 1941 - 1946 гг.
Бытие и образование в годы войны
Детгиз и писатели: новые задачи
Литература борьбы и выживания
ГЛАВА IV. Расцвет сталинизма и детской литературы в 1946-1953 гг.
Образование и воспитание
Детская литература, публицистика перед холодной войной
Сталинизм и патриотизмы
Консервативная волна в мире и детская литература
Детская литература зрелого сталинизма
Детское искусство в плену нищеты, стереотипов и
«бесконфликтности»
Совещания по детской литературе на высшем уровне
Подростки и молодежь между художественной и объективной
ГЛАВА V. Реформы и детская литература в 1953-1958 гг.
Реформы в рамках «партийности»
Кризис в образовании и воспитании
Осмысление проблем страны и литературы в ЦК ВЛКСМ и ССЛ
Исторический крах сталинизма и его политическая живучесть
Детская литература «оттепели»: две «правды»
ГЛАВА VI. Историческая и социальная реальность в детской литературе
Направления политики и рекомендательные списки
Прошлое и «пережитки» как элемент пропаганды
Настоящее индустриального советского общества
A) Советские ценности
Б) Изображение власти
B) Экономика
Г) Семья и школа
Будущее в произведениях писателей
Формирование представлений о Западе
Историко-социальное пространство и время в «Старике Хоттабыче»
ГЛАВА VII. «Плоды просвещения»:
журнал «Юность» в боях против буржуазности
Заключение.
Предметный указатель
Указатель имен
Примечания

 

Фатеев А. В. Сталинизм и детская литература. - М: МАКС Пресс, 2005.-
56 с.

В издании содержится краткое изложение монографии «Сталинизм и детская литература. 1930-е-1950-е гг.». Предмет исследования - отражение общества в литературе, ставшей средством пропаганды, и воздействие художественных образов, олицетворявших социальные нормы, на сознание и поведение читателей. Автор основывается на формационном подходе, предлагает свой вариант определения сталинизма как идеологии мелкобуржуазного коммунизма индустриального времени, ведет полемику с представителями концепции «тоталитаризма» и с постмодернистами. А.В.Фатеев продолжает исследование духовной жизни общества, начатое в работах «Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954» (М., ИРИ PAН, 1999), «Сталинизм и цивилизационный подход в XX веке» (М., МАКС Пресс, 2004)

ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ АВТОРА