ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

Петрова Н.Г. Введение в историю: рабочая тетрадь для учащихся 5 класса. М.: Наука, 1994. - 96 с.

ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ИХ НАСТАВНИКАМ: РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
Перед вами тетрадь, которая предназначена для вступающих в увлекательный мир истории. Посвящена она тому, что на сухом научном языке именуется источниковедением и вспомогательными историческими дисциплинами. На самом же деле это яркая, во многом таинственная, полная самых неожиданных открытий страна, путешествие, которое должен совершить каждый, начинающий изучать историю.Сочиняют ли историки, подобно писателям, или то, о чем они пишут, было в действительности? А если так, то каким образом они узнают обо всем? Труд историка можно сравнить с работой следователя, сыщика. Помните, как Шерлок Холмс мог по одной только вещи, на первый взгляд совсем незначительной, рассказать многое о человеке? Вот и историки тоже изучают следы, только те, которые люди оставили в прошлом. Следов этих великое множество, и они весьма разнообразны. Поэтому Клио — богине истории, которая изображена на обложке тетради, и понадобилась целая свита помощников, каждый из которых умеет «читать» определенные следы.

Самые главные помощники Клио — письменные и вещественные источники (палеография и археология). Многое могут поведать гербы, монеты и печати (геральдика, нумизматика и сфрагистика). Неужели имена и фамилии людей (антропонимика), названия улиц и городов (топонимика), собственная родословная (генеалогия) тоже рассказывают о прошлом? - Открывайте тетрадь и вы убедитесь в этом сами. Счастливого путешествия, и мы надеемся, что оно не ограничится рамками нашей тетради, а поведет вас в музеи, на экскурсии, а может быть, и в ... экспедиции!

Петрова Н. Г. Введение в историю: книга для чтения для учащихся 5 класса. - М.: Русское слово , 1998. - 192 с.

Книга для чтения «Введение в историю» является частью учебно-методического комплекта по истории для 5-го класса. Книга содержит серию очерков-диалогов, посвященных источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам, написанных в увлекательной форме, с приключенческим и отчасти сказочным сюжетом.
ОТ АВТОРА
Главный персонаж книги - Кирилл - образ не столько вымышленный, сколько собирательный. И «собран» он из многочисленных вопросов моих учеников, которые они задавали во время и после уроков, а также из интересных, а часто и остроумных их замечаний. Поэтому всех мальчиков и девочек, которые обучались по программе «Введение в историю» (среди них и мой сын Кирилл), я считаю своими полноправными соавторами.
Вы держите в руках книгу, которую с полным основанием можно отнести к учебной литературе нового поколения. Данное пособие является редким образцом оригинального, отлично написанного текста, вводящего школьника, в сложную проблематику исторической науки. Оно не только доступно для восприятия младшего школьника, но и вполне грамотно, с точки зрения историка-профессионала.

"Эту книгу язык не поворачивается назвать просто учебным пособием Перед нами - прекрасная научно-популярная повесть, продолжающая лучшие традиции отечественной образовательной литературы для детей".
Доцент Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук И.Н.Данилевский

Петрова Н.Г. Тайны древних календарей. — М.: Вече, 2003. — 320 с.

С самых древних времен люди стремились понять, что такое время и как вести его учет. Так появились календари, которые прошли яркое и разнообразное развитие за века мировой истории. В книге рассказывается о появлении и видоизменениях древних календарей, о многих загадках времяисчисления, имеющих отношение к разным цивилизациям мира.
Отдельная часть книги посвящена русским календарям, тому, как установилось новолетие в России и какие традиции празднования Нового года наиболее ярко проявили себя на переломах XIX и XX веков.
Время — тайна, которую человек пытается постичь уже тысячи лет. Философы и астрономы, историки и поэты сформулировали десятки определений, осмысливая категорию времени. Один из способов постижения этой тайны — создание системы счета времени, то есть календаря. Календарь предстает перед нами как способ осмысления не только времени, но и устройства мира, понимания его цикличности. Как развивались календари от эпохи к эпохе? Какое место занимала в этом процессе Россия? Какие традиции осмысления и празднования новолетий унаследовали мы из прошлого?

ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ АВТОРА