"КУЛИКОВСКАЯ БИТВА": историческая игра / авт.-сост. М.Н.Чернова,
кандидат исторических наук, заслуженный учитель РФ |
|
Предлагаемая игра по теме "Куликовская битва" сориентирована на учащихся среднего звена и прежде всего на те классы, где тема "Куликовская битва" в соответствии с программой изучается. В этом случае в игровой форме учитель может проверить на уроке степень изученности темы, увидеть имеющие место пробелы в знаниях и устранить их.
Игра состоит из нескольких этапов и предполагает индивидуальную (самостоятельную) работу с заданиями, либо соревнование команд.
Материал игры может использоваться фрагментарно при повторении пройденного.
Объем учебного времени 45 минут.
Данная игра призвана акцентировать внимание учащихся на роли и значении Куликовской битвы в русской истории, обратить ребят к лучшим военным традициям страны, наших предков, проблеме исторической памяти и преемственности поколений. |
ЗАДАНИЕ 1.
Расположите в хронологическом порядке:
а. Куликовская битва
б. Битва на реке Воже
в. Разорение Москвы Тохтамышем
г. Битва на реке Пьяне |
ЗАДАНИЕ 2.
Как связаны между собой следующие события:
смотр войск в Коломне, Куликовская битва, праздник Успения Богоматери, праздник Рождества Пресвятой Богородицы,
строительство Рождественского монастыря в Москве, возведение в Москве храма Всех Святых на Кулишках? |
ЗАДАНИЕ 3.
Подойдя к Дону, князь Дмитрий Иванович держал совет с военачальниками: Что делать? Переправляться ли за Дон или ждать противника на этой стороне? Мнения разделились.
Приведите все возможные аргументы в пользу того или иного решения вопроса.
Как в итоге поступил князь Дмитрий Иванович? |
ЗАДАНИЕ 4.
Определите, кто лишний в ряду:
Дмитрий Боброк, Сергий Радонежский, Мамай, Дмитрий Донской, Ослябя, Тохтамыш, Иван II, Щелкан, Тамерлан. |
ЗАДАНИЕ 5.
Известно, что на Куликовом поле наряду с талантливым полководцем князем Дмитрием Ивановичем сражались не менее одаренные полководцы, которые "...стражу земли Русскые мужеством своим держаше". Назовите некоторых из них____________________________________ |
ЗАДАНИЕ 6.
В перечне подчеркните произведения, посвященные Куликовской битве:
"Домострой"
"Слово о полку Игореве"
"Повесть временных лет"
"Задонщина"
"Повесть о Тохтамышевом нашествии"
"Сказание о Мамаевом побоище"
"Житие Александра Невского" |
ЗАДАНИЕ 7.
Заполните пропуски в тексте:
"В центре русской позиции стоял __________, на флангах - __________, впереди - __________, позади - __________; на восточной окраине , в Зелёной дубраве за рекой Смолкой, - __________ .
Мамай в центре поставил __________, на флангах – __________
Около полудня поединок __________ и __________. русского и ордынского богатырей дал сигнал к сражению. Ордынские силы обрушили страшный удар на __________, полностью его уничтожили; но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на __________
Прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. __________ полк устоял.
Не удалось Мамаю сломить и правый фланг русских. Он перенёс удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать к Непрядве. Враг рвался вперед, отбросил и __________, начал обходить __________, стремясь к переправам через Непрядву.
Наступил критический момент сражения, и в бой неожиданно для ордынцев вступил __________. князя Владимира Андреевича и Дмитрия Михайловича Боброка. По призыву Боброка свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и в тыл. Ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать.
Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб." |
ЗАДАНИЕ 8.
Работа с иллюстративным материалом. Приведите в соответствие (или вставьте подписи к картинам): |
задание |
ответы |
|
По картине художника М.И.Авилова "Бой Пересвета с Челубеем" можно предложить ученикам
дополнительные вопросы:
1. Какой момент сражения изображен?
2. Назовите элементы вооружения русских воинов в XIV веке? Каково их назначение?
3. Что вам известно о русском воине Пересвете?
4. Чем закончился поединок? Какое значение для русских войск он имел?
5. Привлекая полученные знания о Пересвете, найдите на картине историческую неточность? |
ЗАДАНИЕ 9.
Работа с картой-схемой "Куликовская битва". Можно предложить ученикам три варианта:
а) Из предложенных карт (№№ 2 и 3) выбрать правильную и прокомментировать ее;
в) Найти намеренно допущенные в карте-схеме ошибки (работа с картой № 3)
с) Подпишите расположение полков русского войска (работа с картой № 1) |
карта № 1 |
карта № 2 |
карта № 3 |
ЗАДАНИЕ 10.
Итоги и историческое значение Куликовской битвы. Продолжить перечень:
1. На Куликовом поле сражалось единое русское войско, а не разрозненные как прежде полки;
2. __________________________________
3. __________________________________
4. __________________________________
|