III.IV. Несколько путей идентификации ложных имен печатников и мест издания
Приношу величайшую благодарность Жану-Доминику Мелло, сотруднику службы ретроспективного учета печатных изданий БНФ, за предоставленную рукопись: «Критический библиографический указатель: Авторитетные формы и идентификация типографов и издателей» (материал к курсу в Национальной высшей школе информатики и библиотечного дела; École nationale supérieure des sciences de l'information et des bibliothèques). Мы опирались на этот текст при написании данного раздела.
В эпоху Старого Порядка, в особенности во второй половине XVII в. и в течение всего XVIII в., большая часть печатной продукции имела ложные выходные данные, главным образом для того, чтобы избежать цензурных преследований или же для печатания контрафактных тиражей.
Мы не располагаем универсальным инструментом, который бы позволил однозначно оценить истинность указанных на книге выходных данных. Также не всегда возможно установить, что именно скрывается за ложными сведениями.
Имеются старые и довольно общие работы (Веллер, Паренти, Г. Брюне – см. ниже), которые могут служить основой работы, но ими ни в коем случае нельзя ограничиваться.
Стоит отметить, что в Интернете можно найти некоторые сведения касательно ложных выходных данных со ссылками, многие из которых ведут к следующему сайту:
Кроме того, следует проверять сведения по нескольким монографиям и источникам, при необходимости дополняя их сравнением типографской оформления, способов набора и водяных знаков.
Наконец, не стоит забывать, что научные библиографии крупнейших авторов (например, библиография Пьера Корнеля, составленная Эмилем Пико), как правило, предлагают хорошо обоснованные решения по идентификации контрафактных изданий.
А. Старые работы общего характера
- WELLER, Emil Ottokar. Die Falschen und fingierten Druckorte... der deutschen, lateinischen und französichen Schriften. 2... Auflage. Leipzig, 1864 [Перепечатка - Hildesheim: Olms, 1970].
Прекрасный справочник, чрезвычайно полезный в работе. Данные расположены в хронологическом порядке, для каждого издания наряду с ложным адресом приводится также подлинное место издания и, если возможно, имя типографа или издателя.
Существенный недостаток данного справочника заключается в следующем: хотя обычно сведения, приводимые в нем, достойны доверия, расшифровки ничем не обоснованы, а описание изданий слишком кратко и не позволяет отличить их от других, вышедших под той же датой.
- BRUNET, Gustave. Imprimeurs imaginaires et libraires supposés. Etude bibliographique suivie de recherches sur quelques ouvrages imprimés avec des indications fictives de lieux ou... avec des dates singulières. Paris: Tross, 1866.
Старая работа, не претендующая на полноту сведений, включает главным образом издания на французском языке.
[Gallica
[Google books
- PARENTI, Marino. Dizionario dei luoghi di stampa falsi, inventati o suppositi. Firenze: Sansoni, 1951.
В этом словаре описаны исключительно итальянские издания.
Б. Отдельные монографии.
1. Эльзевиры
Начиная с 1640 г. в Западной Европе получили широкое распространение высококачественные издания, напечатанные в типографиях Эльзевиров в Лейдене и Амстердаме. Многие подделывали издания этих «классиков» книгопечатного дела. Большинство контрафакций появлялось с ложными выходными данными (например, «À Leyde, chez Jean Sambix» или «À Cologne, chez Pierre Marteau») и с типографской маркой в виде сферы на титульном листе. Чтобы проверить, с подлинным или ложным «эльзевиром» вы имеете дело, следует обращаться к двум монографиям:
- WILLEMS, Alphonse Charles Joseph. Les Elzevier, histoire et annales typographiques, Bruxelles: G.A. Van Trigt, 1880 (репринт 1974 et 1991); дополнения : Berghman, Gustaf Schlegel. Études sur la bibliographie Elzevirienne, Stockholm: impr. de I. Hoggström, 1885; Berghman, Gustaf Schlegel. Supplément à l’ouvrage sur les Elzevier, Stockholm: impr. de I. Hoggström, 1897.
[Rarebooks.info
- RAHIR, Édouard. Catalogue d’une collection unique de volumes imprimés par les Elzevier et divers typographes... du 17e siècle. Paris: D. Morgand, 1896 [Перепечатка - Nieuwkoop, 1965].
[Internet archive
2. Казен
Юбер-Мартен Казен (Cazin, Hubert-Martin) печатал издания малого формата (так называемые «казены») в Париже и Реймсе.
- BRISSART-BINET, Charles-Antoine. Cazin, sa vie et ses éditions, par un cazinophile. Cazinopolis [Châlons-en-Champagne,] 1876.
[Internet archive.
3. Марк-Мишель Рей
Марк-Мишель Рей (Rey, Marc-Michel), знаменитый нидерландский издатель времен эпохи Просвещения, уроженец Женевы.
- VERCRUYSSE, Jeroom. «Typologie de Marc-Michel Rey» // Wolfenbütteler Schriften zur Geschichte des Buchwesens. IV, 1981. С. 167-185.
4. Романы
- WEIL, Françoise. L’interdiction du roman et la librairie 1728-1750. Paris: aux Amateurs de livres, 1986.
В книге представлены сведения о корпусе, который состоит из более 650 изданий художественной литературы, которые были напечатаны на французском языке без выходных данных или с ложными выходными данными. Один из немногих справочников в этой области, который приводит обоснование для каждой расшифровки, будь то типографский материал, бумага или сопоставление документальных свидетельств.
В. Электронные ресурсы.
Разыскания, помогающие пролить свет на ложные выходные данные, опираются на изучение типографского материала и орнаментики, а также водяных знаков использованной бумаги.
В настоящий момент начато создание нескольких баз данных, главным образом по XVIII в., но результаты пока что носят фрагментарный характер.
1. Библиографические базы
- Livres interdits et censure au XVIIe siècle: éditions non permises, libelles et pamphlets clandestins dans la France de Louis XIV
Руководитель: Робер Нетц (Netz, Robert), Научно-исследовательский центр истории книги XVII в., Лозанна (CRHL17 - Centre de recherches sur l'histoire du livre au XVIIe siècle).
Содержит «Общий перечень запрещенных, подпольных книг, брошюр, листовок и других “дурных изданий”» времен правления Людовика XIV (1661-1715), в котором идентифицированы авторы и ложные места издания. Некоторые записи сопровождены воспроизведениями титульных листов и типографской орнаментики. Некоторые орнаменты (бордюры, концовки, сферы), использованные при издании подпольных книг, можно сравнить с украшениями, которые применялись швейцарскими типографами XVII в., или с теми, что учтены Раиром в его библиографии Эльзевиров.
Две другие библиографические базы книг, напечатанных в Женеве и Лозанне в 1652-1722 гг. (включая вышедшие в свет без выходных данных или с ложными выходными данными) ведутся в кооперации с базой типографской орнаментики Fleuron, о которой см. ниже.
На этом сайте также представлены некоторые тексты о цензуре в XVII в. и каталоги иностранных библиотек, содержащих сведения о книгах на французском языке, а также библиографию по данной теме.
- Biblos 18. Библиографический перечень книг, изданных и напечатанных в Лозанне в век Просвещения, очень часто с вымышленными или подложными выходными данными (подпольные издания и контрафакции иностранных изданий). Включает также издания, где Лозанна указана как место печатания иностранными издателями для обхода цензуры (французскими, итальянскими, немецкими). Данная база постоянно обновляется по мере продвижения исследований, ведущихся в Отделе ценных изданий Кантональной и университетской библиотеки Лозанны, где применяется техника идентификации, основанная на методах материальной библиографии: исследовании типографского материала, бумаги и т.д. Biblos 18 по замыслу прямо связана с базой типографской орнаментики Fleuron, о которой см. ниже.
2. Типографская орнаментика
- Passe-Partout
Руководитель данного проекта является Сильвио Корсини (Silvio Corsini) (Лозанна, Кантональная и университетская библиотека).
Международный банк данных типографской орнаментики, пытающийся объединить исследования, которые ведутся в этой области, предоставляя одновременный доступ к существующим базам данных «Fleuron» и «Maguelone» (описания см. ниже). Каждый научный центр-участник проекта продолжает работать над своими базами данных, применяя при этом свои критерии индексации. Чтобы каждый орнамент, учтенный на местном уровне, был доступен и на общем, он должен быть зарегистрирован в «Passe-Partout». Поиск ведется по ключевым словам (электронный тезаурус), типам и технике украшений, девизам, сигнатурам, размеру. Здесь также можно загрузить оцифрованное изображение с собственного компьютера и анализировать его при помощи программы автоматического распознавания форм TODAI (Typographic Ornament Database And Identification).
- Fleuron, banque d’ornements d’imprimerie
Ответственным за развитие данной базы является Сильвио Корсини.
Первоначально Fleuron создавался для того, чтобы представить удобный инструмент для составления библиографии всех изданий, напечатанных в Лозанне в эпоху Просвещения. Затем область исследования была расширена на всю швейцарскую Романдию. В базу данных входят сведения, установленные в ходе исследований Роберта Нетца о запрещенных книгах второй половины XVII в. (см. описание выше). Также представлено несколько пополняемых разделов о мастерских за пределами Швейцарии, в частности о типографиях Авиньона и Лиона. Все орнаменты, собранные в базе Fleuron, собраны также в Passe-Partout. Поиск может вестись по орнаменту, издателю или книге.
- Maguelone
Исследовательская программа Научно-исследовательского института Возрождения, эпохи классицизма и Просвещения Национального центра научных исследований Университета Поля Валери (Institut de Recherches sur la Renaissance, l’Age Classique et les Lumières, UMR 5186 du CNRS / Université Paul-Valéry Montpellier 3), руководитель – Клодетта Фортюни (Fortuny, Claudette).
База данных по типографской орнаментике, предназначенная для идентификации французских и европейских типографий, принимавших участие в нелегальном выпуске философских сочинений XVIII в. Поиск по украшениям, печатникам и книгам.
Все орнаменты, учтенные в «Maguelone», включены также и в базу данных «Passe-Partout».
- Môriåne
Руководитель: Даниэль Друакс (Droixhe, Daniel), Льежский университет, Исследовательская группа XVIII в. ( Université de Liège, Groupe d’étude du 18e s.).
В 1984 г. в Льежском университете при Отделе валлонской литературы было начато исследование типографской орнаментики для подтверждения некоторых гипотез о происхождении льежских контрафактных изданий XVIII в. Позднее это исследование распространилось на подпольные публикации в целом и дало материал для многочисленных научных публикаций.
База данных «Môriåne», созданная в середине 1990-х г., названа по каменной вывеске на доме печатника Жана-Франсуа Бассомпьера (Bassompierre, Jean-François) в Льеже. На вывеске изображена «голова мавра» (на валлонском льежском наречии - «môriåne»). Бассомпьер был одним из главных печатников эпохи Просвещения, выпускающим контрафактные издания; его упоминают Мармонтель и Дидро. База содержит:
- орнаменты, применявшиеся печатниками XVII в. в Льеже, выявленные в льежских библиотеках, а также в Королевской библиотеке Брюсселя и Национальной библиотеке Франции;
- список орнаментов, происходящих из других городов Бельгии;
- список орнаментов, которые использовались по всей Европе. Он был составлен Франсуазой Вейль (Weil, Françoise) в ходе ее исследований запрещенных французских романов начала XVIII в. и проблемы контрафактных изданий, выявленных, главным образом, в библиотеке Св. Женевьевы (Bibliothèque Sainte-Geneviève, Paris) и муниципальных библиотеках Франции.
Поиск может вестись в базах данных «орнаменты» и «издания».
- Еще один более специализированный проект:
A Digital Catalogue of Watermarks and Type Ornaments Used by William Stansby in the Printing of The Workes of Benjamin Jonson (London: 1616).
Руководитель: Дэвид Гантс (Gants, David) из Института передовых технологий в гуманитарных науках, Виргинский университет (Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia, Charlottesville). Цель проекта – создать базу данных со свободным доступом, которая позволила бы хранить и распространять данные о материальных свидетельствах, относящихся к типографскому миру Лондона периода рубежа правления династий Тюдоров и Стюартов. Следует иметь в виду, что база не обновлялась с июня 2005 г.
3. Водяные знаки
Справочные издания:
- BRIQUET, Charles Moïse. Les filigranes: dictionnaire historique des marques du papier dès leur apparition vers 1282 jusqu’en 1600: a facsimile of the 1907 edition with supplementary material contributed by a number of scholars by Allan Stevenson. Amsterdam: the Paper publications society, 1968. 4 т.
Briquet On-line
Справочник Брике был оцифрован при поддержке трех учреждений: Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Kommission für Schrift- und Buchwesen des Mittelalters (Вена) и Laboratoire de Médiévistique Occidentale de Paris (Париж).
Несмотря на то что проект не завершен, он позволяет получить широкий доступ к изображениям водяных знаков посредством списка мотивов (доступен на французском языке). Также есть возможность перейти к описаниям самого Брике, которые представлены в двух формах: в формате PDF или в виде оцифрованной страницы словаря.
Поиск осуществляется по номерам описаний справочника Брике.
- GAUDRIAULT, Raymond. Filigranes et autres caractéristiques des papiers fabriqués en France aux 17e et 18e siècles. Paris: Telford, 1995.
Интернет-ресурсы:
- Watermarks in incunabula printed in the Low Countries (Королевская библиотека в Гааге)
Чтобы обеспечить более точную по сравнению с возможностями шрифтового метода датировку изданий, Королевская библиотека в Гааге запустила проект специального исследования бумаги нидерландских изданий XV в. Было сделано более 18 000 графитных оттисков водяных знаков бумаги максимально возможного количества экземпляров 2000 изданий голландских инкунабулов (из которых датированы только 800). Далее при помощи специальной технологии радиографии филиграни были воспроизведены. В настоящее время база данных содержит более 4000 изображений из 275 изданий. Возможен простой поиск по слову из описания водяного знака, а также по месту книгоиздания и по имени печатника. При просмотре водяного знака с подробным его описанием также приводится указание экземпляра, с бумаги которого были сделаны графитные оттиски.
- Wasserzeichenkartei Piccard: Электронная база собрания водяных знаков Пиккард представлена полная коллекция водяных знаков Герарда Пиккарда (Piccard, Gerhard), как опубликованных раннее, так и не вошедших в печатные издания, всего около 92000 оцифрованных изображений. Проект финансировался Немецким научно-исследовательским обществом (DFG - Deutsche Forschungsgemeinschaft); база находится на сайте Главного государственного архива Штутгарта (Hauptstaatsarchiv Stuttgart). Доступна только на немецком языке.
- The Bernstein Project
Совместный проект девяти учреждений Австрии, Англии, Франции, Германии, Италии и Нидерландов eContentPlus был начат в сентябре 2006 г. и завершен в феврале 2009 г.
- The Thomas L. Gravell Watermark Archive
Эта база данных в свободном доступе была создана в 1995 г. на основе коллекции водяных знаков Томаса Л. Гравелла (Thomas L. Gravell), ныне хранящегося в Библиотеке Делаверского университета (University of Delaware Library, Newark). В ней представлены 7000 фотографий из этой коллекции были выполнены Т. Гравеллом в особых условиях: при флуоресцентном освещении на сверхчувствительной фотобумаге Дилюкс 503 компании Дюпон де Немур. После оцифровки изображения были индексированы в соответствии с несколькими поисковыми критериям: дата, страна происхождения, элементы изображения водяных знаков и проч. Основная часть собрания относится к XVIII-нач. XIX вв. и включает образцы водяных знаков преимущественно американской бумаги, но есть и много европейских образцов XVI-XVII в.
На сайте имеется форум. База интерактивна, любой желающий может разместить изображение. Предполагается, что она будет дополнена неопубликованными разработками Шарля Брике, которые хранятся в архиве Публичной и университетской библиотеки Женевы. Данные об этом фонде доступны на сайте.
- The WWW Watermark Archive Initiative(Lewiston (Maine), Bates College)
Цель проекта – стандартизация индексации и поиска в электронных базах водяных знаков. Он был начат в 1996 г. на конференции Роуноук (Roanoke Conference, 1st. International Conference on the History, Function, and Study of Watermarks).