III.IV. Несколько путей идентификации ложных имен печатников и мест издания

Приношу величайшую благодарность Жану-Доминику Мелло, сотруднику службы ретроспективного учета печатных изданий БНФ, за предоставленную рукопись: «Критический библиографический указатель: Авторитетные формы и идентификация типографов и издателей» (материал к курсу в Национальной высшей школе информатики и библиотечного дела; École nationale supérieure des sciences de l'information et des bibliothèques). Мы опирались на этот текст при написании данного раздела.

В эпоху Старого Порядка, в особенности во второй половине XVII в. и в течение всего XVIII в., большая часть печатной продукции имела ложные выходные данные, главным образом для того, чтобы избежать цензурных преследований или же для печатания контрафактных тиражей.

Мы не располагаем универсальным инструментом, который бы позволил однозначно оценить истинность указанных на книге выходных данных. Также не всегда возможно установить, что именно скрывается за ложными сведениями.

Имеются старые и довольно общие работы (Веллер, Паренти, Г. Брюне – см. ниже), которые могут служить основой работы, но ими ни в коем случае нельзя ограничиваться.

Стоит отметить, что в Интернете можно найти некоторые сведения касательно ложных выходных данных со ссылками, многие из которых ведут к следующему сайту:

Кроме того, следует проверять сведения по нескольким монографиям и источникам, при необходимости дополняя их сравнением типографской оформления, способов набора и водяных знаков.

Наконец, не стоит забывать, что научные библиографии крупнейших авторов (например, библиография Пьера Корнеля, составленная Эмилем Пико), как правило, предлагают хорошо обоснованные решения по идентификации контрафактных изданий.

А. Старые работы общего характера

Б. Отдельные монографии.

1. Эльзевиры

Начиная с 1640 г. в Западной Европе получили широкое распространение высококачественные издания, напечатанные в типографиях Эльзевиров в Лейдене и Амстердаме. Многие подделывали издания этих «классиков» книгопечатного дела. Большинство контрафакций появлялось с ложными выходными данными (например, «À Leyde, chez Jean Sambix» или «À Cologne, chez Pierre Marteau») и с типографской маркой в виде сферы на титульном листе. Чтобы проверить, с подлинным или ложным «эльзевиром» вы имеете дело, следует обращаться к двум монографиям:

2. Казен

Юбер-Мартен Казен (Cazin, Hubert-Martin) печатал издания малого формата (так называемые «казены») в Париже и Реймсе.

3. Марк-Мишель Рей

Марк-Мишель Рей (Rey, Marc-Michel), знаменитый нидерландский издатель времен эпохи Просвещения, уроженец Женевы.

4. Романы

В. Электронные ресурсы.

Разыскания, помогающие пролить свет на ложные выходные данные, опираются на изучение типографского материала и орнаментики, а также водяных знаков использованной бумаги.

В настоящий момент начато создание нескольких баз данных, главным образом по XVIII в., но результаты пока что носят фрагментарный характер.

1. Библиографические базы

2. Типографская орнаментика

3. Водяные знаки

Справочные издания:

Интернет-ресурсы:

ОглавлениеНазадДальше